Нефтеперерабатывающий комплекс в Мажейкяе, входящий в группу компаний Orlen Lietuva, является не только крупнейшим НПЗ в регионе, но и крупнейшим налогоплательщиком Литвы. Поэтому проблемы, с которыми столкнулось предприятие в последнее время, вызывают беспокойство у многих в стране. Из-за убытков комплекс оказался на грани закрытия. Руководство польского концерна Orlen, являющегося владельцем НПЗ, упрекает Вильнюс в бездействии. Власти Литвы эти обвинения отвергают и заявляют, что делают все, чтобы помочь заводу.
Одной из главных причин падения рентабельности НПЗ в Мажейкяе стали перебои с поставками нефти и ее высокая цена. Начались они в 2006 г., практически сразу после того, как Orlen выкупил комплекс, до этого принадлежавший российскому «ЮКОСу». Поляки буквально выхватили литовский НПЗ у “ЛУКойла”, ТНК-BP и “Казмунайгаза”. Почти одновременно российская сторона, сославшись на многочисленные дефекты трубопровода “Дружба”, прекратила по нему поставки нефти в Литву. Ее пришлось покупать и перевозить танкерами из Ирака, Колумбии, Норвегии, Венесуэлы и Анголы. А это сказалось на доходах комплекса в Мажейкяе.
В финансовом отчете компания указала, что в 2013 г. убыток составил рекордную для нее сумму в $94 млн. Дело в том, что литовский НПЗ практически потерял североамериканский рынок после того, как в США началась добыча сланцевой нефти. Кроме того, сократилась маржа нефтепереработки, то есть разница между стоимостью барреля нефти и корзины выработанных из нее продуктов. В конце 2013 г. маржа составила $0,7/барр., упав до уровня 2008 г. “На сегодняшний день в Европе нефти в избытке. Поэтому такие компании, как Orlen Lietuva, у которых нет ни своей нефти, ни своего рынка, живут очень плохо. Чтобы ситуация на европейском рынке пришла в норму, надо бы прикрыть 10 таких НПЗ, как в Мажейкяе”, – заявил еще в конце апреля Иван Палейчик, генеральный директор компании-конкурента Lukoil Baltija. (Rusenergy/Advis/Химия Украины и мира)