На АЗС в Москве 95-й бензин подорожал до рекордных 35 руб./л: цены подняли «ЛУКойл» и “Транс-АЗС”. В ближайшее время их примеру последуют конкуренты, прогнозируют в Московской топливной ассоциации (МТА). Причина – рост оптовых цен из-за аварии на Ачинском НПЗ, на это ссылаются участники торгов на Санкт-Петербургской товарной бирже.
На предыдущей неделе “ЛУКойл-Центрнефтепродукт” и “Транс-АЗС” подняли цены на АИ-95 на 50 коп., они превысили психологический уровень в 35 руб./л, достигнув 35,02 руб. и 35,01 руб. соответственно, следует из данных Московской топливной ассоциации. АИ-92 на заправках этих компаний также подорожал на 50 коп./л до 32,12 и 31,47 руб. По Москве стоимость АИ-95 выросла на 11 коп. до 34,44 руб./л, АИ-92 – на 12 коп. до 31,5 руб. “Думаю, что в ближайшее время за «ЛУКойлом» и “Транс-АЗС” последуют другие владельцы АЗС и поднимут цены, считает президент МТА Евгений Аркуша. С ним согласен директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов.
За последние несколько недель выросли оптовые цены на бензин, а розничный рынок вынужден реагировать, так как маржа оказалась ниже критического уровня (около 7% по 92-му бензину и около 12% по 95-му), указал Аркуша. По данным ИАЦ “Кортес”, с начала июня оптовые цены на АИ-95 прибавили 5%, поднявшись до 38 472 руб./т, а на АИ-92 – 6,5% до 36 932 руб./т. С начала года рост цен составил 17% и 21,8% соответственно.
Для того, чтобы заправка была рентабельной, ее маржинальная доходность должна составлять не менее 10-12%, отметил Турукалов. Повысив цены, «ЛУКойл» предположительно достиг этих уровней. Однако чтобы АЗС начали зарабатывать, бензин должен подорожать еще минимум на 50 коп., предупредил он.
Одна из основных причин роста цен в опте – ажиотажный спрос, который возник из-за аварии на Ачинском НПЗ 15 июня, считают Аркуша и Турукалов. Эта авария могла спровоцировать спекулятивный спрос, говорил ранее и представитель Федеральной антимонопольной службы. Из-за пожара резко подскочили цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, добавил Турукалов: если 11 июня бензин АИ-92 с Ангарской НХК продавался по 36 тыс. руб./1 т, то 1 июля он стоил 38300-38650 руб., примерно на 2 тыс. руб. выросла цена топлива на Омском, Уфимском и Московском заводах. Биржевые цены моментально отреагировали на новость о пожаре на Ачинском НПЗ. Мелкооптовые цены начали расти с лагом примерно 3-5 дней, а розница – через 2 недели. Розница может опаздывать в росте и на месяц, уточнил гендиректор трейдинговой компании “Ардос” Ринат Фаттахов. Но крупные компании могут намеренно сдерживать рост, добавил он. “На российском рынке наблюдается общее повышение цен на автобензины, связанное как с сезонным ростом спроса, так и с существенным ростом мировых котировок на автобензины. Увеличение отпускных цен НПЗ вынуждает предприятия нефтепродуктообеспечения поднимать розничные цены на АЗС для поддержания положительной маржинальности розничных продаж”, – сказал представитель «ЛУКойла». Но повышение цен на АЗС не позволило полностью компенсировать снижение маржи, подчеркнул он.
Представитель “Роснефти” отказался от комментариев. В “Газпром нефти” пока не ответили на запрос.
Из-за взрыва и пожара на Ачинском НПЗ погибли 8 работников завода, еще 7 человек получили ранения. Представитель “Роснефти” (контролирует этот завод) не говорит, когда НПЗ восстановит работу. Но это не самый крупный завод: в 2013 г. он выпустил 1,2 млн. т бензина и 2 млн. т дизтоплива. (Нефть России/Химия Украины и мира)