На фоне повышенного спроса на топливо за первую неделю июля цены на Санкт-Петербургской международной топливной бирже на бензин Аи-92 выросли на 689 руб./т до 39003 руб., на Аи-95 – на 574 руб./т до 41 042 руб., на 1,8% и 1,4% соответственно. С начала года, по данным информационно-аналитического центра “Кортес”, топливо крупными партиями подорожало на 22% – 95-й бензин в начале января стоил 32464 руб., 92-й – 30767 руб./т.
На этом фоне, по прогнозам аналитиков, к августу-сентябрю подтянутся и розничные цены на автозаправках: они вырастут на 0,5-1,5 руб./л. Причины объективные: владельцам АЗС нужен рентабельный бизнес, они не намерены торговать дорогим топливом дешево себе в убыток. Однако Федеральная антимонопольная служба может наказать виновных в резком повышении цен, потому цены на бензин в рознице догоняют оптовые с задержкой от двух недель до двух месяцев. Резкий рост биржевых цен на бензин, который продолжается вторую неделю, заинтересовал топливных регуляторов – Федеральную антимонопольную службу и Минэнерго.
3 июля они собирали нефтяников и продавцов бензина на заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России c целью разобраться и найти виновных в немотивированном, на их взгляд, подорожании продукции нефтепереработки. Как сообщил начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин, антимонопольная служба направила соответствующие запросы в нефтяные компании. Привлечь виновных к ответственности можно будет после получения от крупных компаний ответов на вопросы антимонопольщиков. По его словам, объективных оснований для резкого роста цен на топливо на бирже нет, так как реальный его дефицит на внутреннем рынке отсутствует.
Не менее озадачены ситуацией и на бирже. «Рост стоимости бензина идет на фоне снижения котировок мирового рынка. Объемы трейдерских перепродаж в последние месяцы минимальны. В частности, за первую неделю июля они составили 0,7% от совокупных объемов. Выросший средний объем сделки и минимальные перепродажи показывают, что покупатели накапливают запасы топлива. Но при этом рост индексов на бензин Аи-92 за май-июнь составил 12%. Вместе с тем, ажиотажного спроса, который является обычно главным фактором роста цен, как было летом 2013 г., мы не наблюдаем», – прокомментировал ситуацию представитель Санкт-Петербургской топливной биржи. Он подчеркнул, что использование программ-роботов, которые путем подачи дополнительных заявок стимулировали ажиотажный спрос и рост цен на топливо, из-за изменения тарифов с 1 июля 2014 г. стало нерентабельным.
Волнует рост топливных цен на торговых площадках и Минэнерго. Из объективных факторов роста – только небольшое отставание “Сургутнефтегаза” от плана производства автобензина на Киришском НПЗ, говорит представитель министерства. Он отметил, что запасов топлива на нефтебазах в стране достаточно – 1,45 млн. т; в ведомстве обещают сделать все необходимое для того, чтобы не допустить реального дефицита.
Крупные нефтяные компании не спешат существенно поднимать цены на заправках, опасаясь реакции регуляторов. Однако эксперты сулят, что скоро их показатели также подтянутся выше 35 руб./л, чтобы отбить разницу с оптовыми ценами топлива. По оценкам аналитика агентства “Топливный интегратор “Алгоритм” Виктора Костюкова, розничные же цены подтянутся к оптовым медленнее. «Роста цен автомобильного топлива для рядовых автолюбителей на 22% по итогам года не будет, максимум 7-10% в год. Потенциал для этого роста сейчас есть: с января по июнь цены на АЗС выросли на 4-5%. В 2013 г. бензин популярных марок подорожал на 5,7%. Традиционно спрос на бензин нарастает в августе-сентябре в связи с тем, что дачники и отпускники возвращаются в города. Именно к этому сроку начнется рост цен на заправках от 50 коп. до 1,5 руб./л. Больше поднять цены не дадут правительство и регуляторы», – прогнозирует он.
Источники в двух крупных нефтяных компаниях обвиняют в скачке биржевых цен трейдеров и аналитиков топливного рынка. Первые скупают бензин с заводов, чтобы затем перепродать его владельцам АЗС с наценкой, вторые дают прогнозы по росту цен и пугают рынок дефицитом топлива, нагнетая избыточный спрос на бирже. «Региональные владельцы АЗС на фоне слухов о возможной остановке Ачинского НПЗ на длительный ремонт после пожара были вынуждены дополнительно обеспечить себе страховой запас топлива, стремясь заполнить мощности по хранению на 100%. Хотя объективной нужды в этом не было: запасы топлива в Красноярском крае и сопредельных регионах есть. Да и при полной загрузке завод производил всего 100 тыс. т бензина в месяц, что не является критичным объемом в масштабе всей России (в среднем в России производится 3,2-3,3 млн. т бензина в месяц). Однако нефтяники не смогли оперативно удовлетворить внеплановые заявки мелкооптовых клиентов. Таким образом, образовался дополнительный страховой спрос, в результате чего биржевые цены в июне и в первую неделю июля выросли в среднем на 2,2 тыс. руб./т», – сказал один из собеседников.
Директор по развитию бизнеса независимого агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов уверен, что цены бензина на бирже выросли из-за разбалансированности спроса и предложения. Он оценивает совокупную потерю производства высокоотанового бензина в июле примерно в 250 тыс. т из-за аварии на Ачинском НПЗ, профилактики на Сургутском ЗСК, проблем на «КИНЕФе» (НПЗ “Сургутнефтегаза”) и переноса сроков выхода из ремонта комплекса каталитического крекинга в ОАО “Славнефть-ЯНОС” с 7 на 25 июля. «Примечательно, что цены резко выросли после введения биржей повышенной комиссии, которая сделала невыгодным использование роботов. Это значит, что не спекуляции ответственны за рост цен, а недостаточное предложение товара на рынке», – сказал Турукалов.
По словам официального представителя “Роснефти”, ключевым приоритетом компании является бесперебойное обеспечение потребителей качественными нефтепродуктами. «Слишком низкое ценовое предложение по сравнению с другими игроками приведет к вымыванию продукта с рынка и, как следствие, создаст реальную угрозу дефицита товара. “Роснефть” хорошо осознает свою социальную ответственность как ведущего поставщика нефтепродуктов населению. Поэтому она не допускает чувствительных колебаний цен на топливо, действуя при этом с оглядкой на рыночную конъюнктуру. Компания постоянно следит за ситуацией с целью предотвращения дефицита и резких скачков цен, – сказал он.
Представитель “ЛУКойла” от комментариев отказался, пресс-службы “Газпром нефти” и “Башнефти” не ответили на запрос. (Rcc/Химия Украины и мира)