Недавно появилась новость о том, что американский Профсоюз сталелитейщиков (USW) обратился к властям США с просьбой увеличить пошлины на китайские шины, чтобы “защитить американские рабочие места”. С таким же предложением профсоюз выступал 4 года назад, тогда его требования были удовлетворены. На этот раз потенциальное повторное введение доппошлин, направленное против китайских производителей, породило слухи о том, что нечто подобное может произойти в Европе.
Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос сначала нужно описать ситуацию в целом. За 4 года положение дел в шинной отрасли изменилось очень существенно. Во-первых, в 2009 г. многие шинные рынки мира серьезно пострадали от финансового кризиса, а рынок Китая, как и страна в целом, был явным исключением. Теперь развитые рынки смогли восстановиться, а темпы многолетнего двузначного роста китайского ВВП демонстрируют признаки замедления. Во-вторых, если не считать таких же случаев в сегментах шин для спецтехники, было очень мало прецедентов введения столь крупных пошлин на шины. Эта ситуация в целом не изменилась, хотя сейчас политической воли для протекционизма стало несколько меньше. В-третьих, теперь на многих рынках есть или скоро будут системы обязательной маркировки. Важность этого фактора в том, что подобный подход иногда расценивался как вид завуалированного протекционизма и альтернатива прямому увеличению тарифов на импорт.
И именно здесь первая причина, по которой заградительные пошлины, вероятно, не будут введены в Европе в ближайшее время. Даже оставив в стороне вопрос о том, сколько времени понадобится на то, чтобы договориться о принятии подобных мер, такое решение ознаменует существенный отход от нынешней европейской политики. На самом деле это будет в лучшем случае выглядеть как поворот на 180 градусов, а в худшем – как признание неспособности европейской маркировки оказывать влияние на высококонкурентные рынки. Конечно, авторы маркировки продолжают настаивать на том, что ее суть только в том, чтобы допускать на рынок шины с высоким уровнем качества в плане безопасности и экологичности, но было бы наивно полагать, что с ней напрямую или косвенно не было связано никакой коммерческой стратегии. В этом отношении маркировка призвана гарантировать, чтобы все начинали с одинаково высокого начального уровня и, следовательно, конкурировали на равных условиях. Отказаться от этого сейчас означало бы пойти против духа этого проекта и начать следовать протекционизму на открытом и глобальном рынке.
При этом в действительности нет доказательств того, что введение пошлин в США в принципе сработало. По большей части основным эффектом стал рост цен. Это было вызвано уменьшением поставок из-за рубежа и нежеланием части американских производителей увеличить мощности, чтобы заполнить пробел. Нечто подобное, вероятно, может произойти и сейчас, хотя разница в том, что теперь в США строится несколько крупных заводов, финансируемых брэндами второго порядка, которые, возможно, могут помочь сохранить баланс.
Кроме этого, не желая, чтобы их расходы в США моментально выросли на треть, китайские компании перенесли производство на заводы, не подпадающие под действие новых тарифов. За прошедшие 4 годы крупнейшие китайские производители создали для себя больше возможностей в этом отношении, открыв новые заводы в других странах, таких как Тайвань, Таиланд и Индонезия. К тому же сейчас Giti заставила взглянуть на ситуацию с другой стороны, объявив, что откроет свой первый завод в США, создав большое количество новых рабочих мест, о которых так беспокоится USW.
Все это произошло по той причине, что на самом деле пошлины не решали главных вопросов. Увеличение расходов импортеров в действительности работает, только если на домашнем рынке есть силы, готовые принять эстафету, или если производственные затраты в выбранной стране были искусственно занижены – борьба с демпингом. Ввиду растущих расходов на рабочую силу в Китае и появления все более автоматизированных заводов во всех регионах, оба утверждения больше не справедливы ни для США, ни для Европы.
К тому же на самом деле нет прецедентов введения дополнительных импортных сборов в европейском шинном секторе. Ближе всего к этому были 30-40%-ные пошлины на ввоз литых дисков из Китая, введенные после того, как в Европе решили, что китайские компании по искусственно заниженным ценам покупают алюминий для своих заводов. Как бы то ни было, эксперты говорят, что это оказало небольшое влияние на рынок дисков. Если же говорить о шинной отрасли, здесь вариативность цен на сырье на международном рынке ниже, а самые контролируемые расходы связаны со сбытом, маркетингом и дистрибуцией. Кроме того, шины многих премиальных или так называемых западных брэндов производятся в Китае, что также нужно принимать во внимание.
Если учесть, что половина из первой двадцатки крупнейших мировых шинных производителей базируется или производит большую часть продукции в Китае, любое проявление протекционизма в Европе после введения подобных мер в США приведет к ответным шагам. Пока Китай относительно гостеприимно относился к глобальным компаниям, желающим открыть современные новые заводы в стране. В случае упомянутого сценария отношения, скорее всего, станут менее доброжелательными, а налоговые льготы могут превратиться обратно в налоги, которые могут увеличить субсидии китайским компаниям, которым будет проще справляться с торговыми барьерами. Конечно, тут очень много “если”, но факт в том, что китайские шинные производители очень близки к своим региональным и национальным властям, вряд ли они оставят подобные действия без ответа.
Что приводит обратно к маркировке. Во многих отношениях этот подход намного умнее, чем импортные пошлины. Он обеспечивает контроль качества, который не дает попадать на рынок слишком дешевым шинами. С такой концепцией трудно спорить, следовательно, трудно предъявлять обвинения, а это помогает избежать международных сложностей. Как бы то ни было, все зависит от соблюдения принятых законов. В данный момент, как признается секретарь ETRMA Фазиле Синаральп, этот вопрос “остается главным поводом для беспокойства”. Поскольку ответственность за контроль над выполнением требований лежит на различных странах-членах ЕС, это означает, что ситуация с соблюдением норм далеко не такая, как хотелось бы. С другой стороны, есть мнение, что если бы нормативы были более четко прописанными и было дано больше времени продумать, как должны проходить тесты и проверки, таких проблем сейчас было меньше.
Как бы то ни было, и ETRMA (представляющая европейских производителей), и ITMA (представляющая импортеров) говорят категорическое “нет” идее ввести пошлины, подобные тем, что были в США. Директор ITMA Питер Тейлор (заявил, что “это был бы неудачный подход, особенно если учесть, что многие европейские производители выпускают большую часть шин в Китае и извлекают из этого существенные прибыли”, а Синаральп говорила, что “очень сомневается в том, что нечто подобное может иметь место в ЕС”. Таким образом, ключевым остается вопрос контроля достоверности оценок в маркировке, что стало в очередной раз очевидно на недавней выставке Reifen-2014, где один китайский производитель, не входящий ни в одну из указанных организаций, показал несколько шин различных категорий с неправдоподобно высоким рейтингом по европейской системе. В ответ на это представители обеих ассоциаций продемонстрировали солидарность, заявив, что шины должны пройти проверку, к производителю будут приняты меры, если оценки не соответствуют действительности. (Rcc/Химия Украины и мира)