Введение биржевой торговли сжиженными углеводородными газами (СУГ), используемыми как сырье для нефтегазохимии, является преждевременным в силу административных, рыночных и технологических причин. Отсутствие единой системы идентификации СУГ заметно осложняет реализацию нефтехимических фракций на торгах. Такое мнение высказал директор департамента переработки нефти и газа Миниэнерго Михаил Грязнов на заседании трех экспертных советов, посвященному развитию биржевой торговли СУГ.
По данным Минэнерго, на сегодняшний день в отрасли применяется большое количество техусловий для СУГ, которые могут варьироваться для газов, идентичных по составу, но различных по наименованию. Порядка 75 наименований ТУ, 100 ГОСТов и других нормативных документов осложняют вопрос идентификации. “В данных документах требования к содержанию компонентов весьма широки, что позволяет применять одни и те же техусловия для разных фракций. Более того, ничто не сдерживает производителей от выпуска новых ТУ под меняющиеся запросы рынка или меняющееся производство”, – пояснил М. Грязнов.
Например, пропановая фракция в зависимости от содержания пропана может быть реализована как по ГОСТ в виде “топливной” фракции, так и по ТУ в виде “нефтехимической” фракции. Это, по мнению Минэнерго, может привести к формированию ценовых индикаторов, учитывающих динамику цен одной фракции, но по двум направлениям использования. Кроме того, подобная подмена, как отмечает М. Грязнов, “чревата печальными последствиями”, так как отсутствие точных сведений о содержании серы в газе может отразиться на технологическом процессе и состоянии оборудования.
Минэнерго убеждено, что разделение СУГ по целевым рынкам может оставаться только формальным, поскольку данные газы имеют схожие физико-химические и энергетические свойства, провести более четкую идентификацию пока затруднительно. На текущий момент ФАС не представила для обсуждения принципы формирования предполагаемого индикатора или планируемый механизм расчета, что позволило бы компаниям составить представление о данной инициативе.
В официальной позиции ведомства подчеркивается, что реализация “нефтехимических” фракций на организованных торгах в условиях ограниченного числа участников рынка может создать условия для недобросовестной конкуренции, примером которой является манипуляция с ценами. Также Минэнерго придерживается мнения, что в силу климатических, сезонных и инфраструктурных особенностей РФ производители не смогут осуществлять регулярные поставки СУГ потребителям, как того требует биржевая торговля. “Должны быть подготовлены нормы для торгов продуктами с высокой волатильностью на рынке, должна быть четкая идентификация, введены единые требования к качеству и компонентному составу. Необходимо расширить число участников рынка, который не превышает десятка компаний”, – резюмировал М. Грязнов.
В связи с этим ведомство считает начало организованных торгов “нефтехимическими” фракциями преждевременным. При этом Минэнерго поддерживает организованные торги “топливными” фракциями, но при условии решения вопросов на уровне участников и организаторов торгов по определению базисов поставок, уточнению критериев регулярности и равномерности, по ограничению спекулятивной составляющей.
В июле 2013 г. в силу вступил приказ ФАС и Минэнерго по обязательной биржевой торговле рядом нефтепродуктов. Согласно нему, ключевые игроки российского нефтяного рынка должны продавать за месяц на бирже 10% бензинов, 5% дизтоплива, 10% авиакеросина и 2% мазута. Объем биржевых торгов топливом в 2013 г. достиг 14,5 млн. т, более 90% объемов приходится на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.
Окончательное решение о продаже СУГ на бирже еще не принято. В настоящее время в России производится около 12 млн. т СУГ, 3 млн. т из которых направляется на экспорт. Основные производители сжиженных углеводородных газов в РФ – «СИБУР», «Газпром» и «НОВАТЭК». (rupec.ru/Химия Украины и мира)