Созданная менее полугода назад в Башкортостане правительственная комиссия по вопросам развития ТЭКа соберется на очередное заседание примерно через месяц, рассказал министр промышленности и инновационной политики республики Алексей Карпухин. Правом решать, как будет развиваться ТЭК, наделены 12 человек, а возглавляет комиссию вице-премьер республики Дмитрий Шаронов. Эксперты и представители отрасли считают, что создание подобной структуры своевременно, особенно на фоне того, что ряд крупнейших российских компаний лишился доступа к международным рынкам заимствования капитала.
Ранее Шаронов заявлял, что “идея состояла в том, чтобы создать инструмент, который позволит правительству и руководителям крупных компаний, работающих в регионе, взаимодействовать напрямую – регулярно, без посредников, эффективно”. Одним из вопросов, который необходимо обсудить, вице-премьер считает налаживание сбыта республиканского продукта крупным промышленникам.
Такую же мысль высказывает Алексей Карпухин: “Сегодня в Башкортостане в рамках реализации кластерных инициатив создаются кластеры малотоннажной нефтехимии, нефтегазохимический кластер, центры инжиниринга и прототипирования”. Участники кластеров могут объединиться вокруг существующих крупных вертикально интегрированных компаний. “Мы должны донести до наших промышленных флагманов, что те наработки, которыми обладает малый и средний бизнес республики, могут помочь оптимизировать рабочие процессы. Участники этих кластеров готовы расширить перечень работ по аутсорсингу для крупного бизнеса. От такого взаимодействия выиграют все”, – считает министр.
В пресс-службе ООО “ТД “Башхим” отмечают, что “сегодня ТЭК и промышленности в целом не хватает четкого стратегического планирования и мониторинга выполнения поставленных задач”. В компании надеются, что комиссия будет работать конструктивно и, помимо обсуждений и принятия решений, будет контролироваться их своевременное выполнение. В “Башхиме” считают наиболее актуальным вопрос налогового маневра в нефтяной отрасли, который грозит ростом цен на топливо – в результате реформы внутренние цены на нефть вырастут, НПЗ станет не выгодно перерабатывать нефть, что приведет к удорожанию сырья для нефтехимических компаний. Помимо этого готовы обсудить вопрос снижения тарифов на электроэнергию для энергоемких производств. “На сегодняшний день энергоемкие химические производства нуждаются в оптимизации себестоимости продукции, чтобы быть конкурентоспособными как на российском, так и на экспортных рынках. В ряде производств, например хлорном, доля затрат на энергоресурсы составляет 70%, при этом стоимость электроэнергии в стране выше, чем в США. В результате отечественная готовая продукция хлор-щелочных предприятий не может конкурировать с зарубежными аналогами”, – рассказали в компании.
В “СИБУРе” считают, что создание комиссии позволит обсудить вопросы сырьевого обеспечения различных отраслей экономики региона и совершенствования нормативной базы, направленной на расширение инвестиционного потенциала отрасли ТЭК в республике. Генеральный директор по производству нефтесервисного холдинга “Таргин” (ранее – холдинг “Башнефть-Сервисные Активы”) Игорь Мальцев рассказал, что привилегий компания не ждет. “Если будет возможность принять участие в правительственных программах российского значения – не откажемся”, – поделился один из членов комиссии и добавил, что хотелось бы поднять и обсудить вопрос программы импортозамещения.
Старший аналитик “Альпари” Анна Бодрова говорит, что отношения между ключевыми игроками ТЭК в России и властями сейчас очень похожи на плотное сотрудничество. “В непростые предкризисные времена лидерам сектора обычно создаются более комфортные условия работы – от облегченного доступа к финансам до налоговых преференций. Не сказать, что от этого кто-то выигрывает существенным образом, но компании не теряют доли рынка и всегда могут рассчитывать на займы. Это особенно актуально в сложившейся сейчас ситуации, когда ряд компаний остался в стороне от иностранных кредитных линий”, – считает эксперт и добавляет, что поскольку сырьевая основа российской экономики предполагает, что основные налоговые и бюджетные поступления идут именно со стороны ТЭКа, такой подход смотрится вполне здоровым и логичным. “Смысла развивать механизмы давления на такие компании нет – здесь в любом случае присутствует государство в роли акционера с тем или иным пакетом бумаг”, – заключает Анна Бодрова.
Руководитель аналитического департамента ФК “AForex” Артем Деев характеризует отношения между ТЭК и государством как эксплуататорские, но терпимые, считает, что для страны с сырьевой ориентацией экономики создание таких инструментов – более чем адекватный и разумный подход. “Налоговая нагрузка на ТЭК в России составляет 55%, что более чем на 30% превосходит любой другой промышленный сектор. Взамен российские монополисты получают и ряд гарантий, среди которых особое место отводится государственной поддержке, так необходимой и актуальной на сегодняшний день”, – считает эксперт. По его словам, у многих из компаний ТЭК могут возникнуть проблемы с ликвидностью, государство сообщило о том, что готово помочь и обязательно сделает это при необходимости. “Но, поскольку фонды не резиновые, острая конкуренция за источник спасительного государственного фондирования может возникнуть внутри самого ТЭК, здесь все будет решаться дипломатией и влиянием компании на темпы экономического роста региона”, – резюмирует Артем Деев. (Rcc/Химия Украины и мира)