ОАО “Тольяттиазот”, крупнейший производитель аммиака в России, из-за украинского кризиса может вскоре остановить производство в связи с трудностями в отгрузке продукции. Аммиакопровод Тольятти – Одесса, по которому перекачивается его продукция, стал заложником ситуации в Украине. Альтернативных способов поставок у “Тольяттиазота” фактически нет. В любой момент Украина может наложить санкции и остановить прокачку российского аммиака. Пролегая в зоне боевых действий по юго-востоку Украины, аммиакопровод может серьезно пострадать. Эксперты связывают отчаянное положение, в котором оказался завод, с неэффективным руководителями и мажоритарными акционерами ТоАЗа, годами пренебрегавшими развитием предприятия вообще и логистикой в частности.
Протяженность аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса – 2195 км, половина из которых проходит по территории России и контролируется “Тольяттиазотом”, другая половина – по территории Украины. Там его эксплуатацией занимается украинское госпредприятие “Укрхимтрансаммиак”. Подключены к трубе также ОАО “Минудобрения” (Россошь) и украинский концерн “Стирол” Дмитрия Фирташа, который, был вынужден остановить работу из-за военных действий. 5 августа предприятие было обстреляно, 5 снарядов попали на территорию завода. Даже если на самом “Стироле” уже не осталось запасов аммиака, то его прокачка по трубопроводу, пролегающему близ завода, пока продолжается.
“Тольяттиазот” неоднократно пытался получить контроль над украинской частью аммиакопровода, но столкнулся с сопротивлением тогдашних властей Украины. В 2012 г. “Укрхимтрансаммиак” перекрыл аммиакопровод на две недели, “Тольяттиазот” был вынужден остановить производство и подсчитывать убытки. Аналитики связали тогда этот эпизод с санкциями Украины в ответ на ограничение Россией импорта ряда товаров.
В результате военных действий в Украине аммиакопровод попал в зону антитеррористической операции. Это сделало невозможным гарантировать его безопасную работу и целостность. Украинские власти, в частности министр обороны Украины Валерий Гелетей, заявляли о его минировании ополченцами. Сообщалось, что неизвестные вооруженные люди захватили центральную насосную станцию аммиакопровода в Горловке. Продолжать прокачку аммиака через зону боевых действий грозит катастрофой континентального масштаба, значит, “Тольяттиазоту” нужно или останавливать производство, или искать альтернативные пути.
“Мы следим за ситуацией с предприятием, но пока речь не идет о наложении Украиной санкций на транзит аммиака, пока есть только риск того, что трубопровод взорвут, – пояснил источник в департаменте химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ. – Но на самом предприятии говорят, что в таком случае придется ждать ремонта трубы, других вариантов пока нет. Кто и как будет это делать в условиях боевых действий, непонятно. Минпром не может в данном случае влиять на ситуацию, поскольку федеральные органы власти не вмешиваются в деятельность частных компаний. Пока не известно, обращалось ли руководство компании к министерству с просьбой оказать помощь в предоставлении других способов транспортировки аммиака”. Ждать ремонта трубы в случае ее повреждения придется, скорее всего, долго. “По российской территории трубопроводом управляет “Трансаммиак”, а по украинской территории УГП “Укрхимтрансаммиак”, поэтому от нашего предприятия восстановление трубопровода не может зависеть”, – пояснил пресс-секретарь ТоАЗа Игорь Башунов.
С начала двухтысячных годов существовал еще один вариант отправки продукции “Тольяттиазота” на экспорт. Он предполагал ввод в эксплуатацию терминала по перевалке аммиака в порту Тамань Краснодарского края. Но за 15 лет свой транспортный узел на Тамани “Тольяттиазот” не достроил. Недостроенным остался также пункт перевалки аммиака в поселке Миллерово, где предполагалось перегружать пришедший по трубе тоазовский аммиак в железнодорожные цистерны, а оттуда направлять их в порт Тамань. Еще одна теоретическая возможность ТоАЗу осуществлять поставки продукции – по части российского участка аммиакопровода до россошанских “Минудобрений”, а там использовать аммиаконаливные эстакады этого предприятия для перегрузки аммиака в ж/д цистерны, которые шли бы в Одессу. Но с учетом значительных объемов производства аммиака на “Тольяттиазоте” (около 1,5 млн. т/год) перевалочных мощностей россошанских “Минудобрений” будет недостаточно для реализации такого плана. Сам “Тольяттиазот” много лет ограничивал доступ россошанских “Минудобрений” к своей трубе и конфликт между компаниями решался в судах. Так что теперь вряд ли стоит ожидать, что бывший оппонент будет “из кожи вон лезть”, чтобы помочь “Тольяттиазоту”.
Если поставки аммиака по украинскому участку аммиакопровода по тем или иным причинам прекратятся, “Тольяттиазот” фактически потеряет возможность производить продукцию, так как организовать хранение аммиака на предприятии в таких масштабах невозможно. “Конечно, это будут колоссальные потери для производства, – сообщил источник, близкий к руководству “Тольяттиазота”. – У нас по трубопроводу через Украину проходит 1,8 млн. т аммиака на 120 зарубежных стран, а на Россию – всего 180-200 тыс.”. “Надеемся только, что никто ничего не взорвет, – пояснил Сергей Андреев, мэр Тольятти. – Но если что-то произойдет, то для города это будет большим потрясением, может высвободиться около 3000 человек. ТоАЗ – второе градообразующее предприятие Тольятти наряду с “АвтоВАЗом”, поэтому его остановка грозит Самарской области социальной катастрофой. Винить в этом можно будет не только форс-мажорные обстоятельства, но и владельцев завода, которые вовремя не позаботились об организации альтернативных вариантов транспортировки, тем самым поставив под удар деятельность предприятия и многотысячного коллектива. И это на фоне прогнозов, что к концу года региональный бюджет может получить дыру в собственных доходах в два десятка миллиардов рублей.
На фоне ухудшающихся отношений с Россией становится все более реалистичным сценарий политического решения о перекрытии Украиной транспортировки российского аммиака по своей территории как санкций в отношении России. В этих условиях, считают эксперты, единственная возможность для “Тольяттиазота” поставлять сопоставимые с аммиакопроводом объемы – железнодорожные перевозки цистернами. В начале августа “Тольяттиазот” объявил, что до конца 2014 г. купит 274 цистерны у “Рузхиммаша”. Однако, по оценкам, для полного покрытия объемов “Тольяттиазоту” необходимо более 2 тыс. цистерн, а на выполнение этого заказа может понадобиться около двух лет. При этом предприятию придется фактически с нуля строить новую масштабную логистическую сеть – дополнительные емкости для хранения аммиака, железнодорожную эстакаду и подводить пути.
Аналитики полагают, что собственников “Тольяттиазота”, вероятно, не сильно тревожит будущее предприятия. Председатель совета директоров завода Сергей Махлай на протяжении последних 20 лет постоянно проживает в США, а другие члены этой семьи прописались в Великобритании и Швейцарии. Проблем предприятие могло избежать, если бы его хозяева инвестировали в развитие и модернизацию производства, развивали его транспортно-логистические возможности. Еще в 2011 г. в ходе плановой проверки “Тольяттиазота” комиссией Ростехнадзора было выявлены 550 нарушений в области промышленной безопасности. Если из-за такого бездействия собственников крупного химзавода на юге России произойдет техногенная катастрофа, разразится кризис и безработица из-за остановки завода, то стоит задуматься, нужны ли крупному российскому предприятию такие собственники. (Нефть России/Химия Украины и мира)