Биржевые цены на бензин падают неделю, снизившись с 5 сентября на 1,3-1,5%. Сыграл свою роль наказ президента Путина главе ФАС Артемьеву не допустить подорожания топлива, а также увеличение продаж бензина со стороны нефтяных компаний. Впрочем, снижение оптовых цен вряд ли скажется на рознице.
Биржевые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСб) снизились с 5 по 11 сентября на 1,5% на бензин АИ-92 и на 1,3% на АИ-95 соответственно. До сих пор оптовые цены неуклонно росли, что заставило игроков розничного рынка топлива просить помощи у властей.
Так, глава Российского топливного союза (объединяет независимых операторов АЗС) Евгений Аркуша написал 5 сентября письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором напомнил о его поручении главе ФАС Игорю Артемьеву не допустить роста цен на топливо. При этом Аркуша указывает, что биржевые оптовые цены на бензин А-92 с января по начало сентября выросли на 35,5%, А-95 подорожал на 32,8%. В то же время розничные цены на бензин увеличились на 6,5-7,5%, из-за чего резко снизилась маржа операторов АЗС, указывает глава РТС.
Из-за дисбаланса оптовых и розничных цен маржа независимых владельцев АЗС снизилась с нормальных 10-15% до критических 4-5%. При этом в последние дни наметился позитивный тренд снижения оптовых цен из-за увеличения поставок “ЛУКойлом” и белорусскими производителями.
По итогам заседания штаба Минэнерго по производству и потреблению нефтепродуктов в РФ замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов также отметил тенденцию снижения оптовых цен и поручил нефтяникам продолжать наращивать производство бензина и его товарные запасы. По словам источника, присутствовавшего на заседании штаба, за последнюю неделю товарные остатки бензина на НПЗ и нефтебазах выросли с 1,55 до 1,6 млн. т, но это все еще ниже рекомендованных ведомством 1,75 млн. т. Другой участник штаба отмечает, что ФАС пообещала принять меры по недопущению роста цен на топливо и обязалась наблюдать за ситуацией. В то же время крупные нефтяные компании (кроме “ЛУКойла”) оправдывались, что падение их объемов производства бензина вызваны ранее произошедшими авариями на НПЗ и плановыми ремонтами заводов.
В пресс-службе “Газпром нефти” сообщили, что в сентябре компания поставит со своих НПЗ на внутренний рынок на 136 тыс. т бензинов, на 23% больше, чем в сентябре 2013 г. Общий объем поставок бензинов со всех НПЗ “Газпром нефти” на внутренний рынок вырос с января по август на 266 тыс. т.
В тоже время собеседники в нефтяных компаниях скептически отнеслись к просьбам независимых владельцев АЗС властям о необходимости контроля за оптовыми ценами. Один из них дал понять, что в период плановых ремонтов НПЗ крупных компаний ждать увеличения производства нефтепродуктов не приходится. “Это невозможно сделать чисто технически. Независимым владельцам АЗС проще просто смириться с убытками в своем бизнесе на месяц, учитывая сверхприбыли в течение года. Кроме того, оптовые цены на бензин на бирже уже поползли вниз на фоне спада пикового спроса, так что дополнительные меры правительства вряд ли понадобятся рынку, который способен отрегулировать себя сам”, – отмечает источник в “Башнефти”. Он полагает, что цены на топливо разогнали биржевые трейдеры, но пытаются обвинить в этом нефтяников. Источник в “Роснефти” уверен, что рынок сам отрегулирует оптовые цены к ноябрю.
Директор по развитию бизнеса компании “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов прогнозирует, что синхронное снижение крупными нефтяными компаниями за последнюю неделю цен на бензин на своих НПЗ в европейской части страны позволит на некоторое время заморозить цены на бензин на АЗС, но не приведет к их падению. По его мнению, падение оптовых цен на бензин на бирже может носить временный характер, сделать это тенденцией может только увеличение предложения бензина на свободном рынке со стороны белорусских компаний и российских нефтяников. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)