Президент Татарстана Рустам Минниханов признал, что Татарстану не удастся самим производить все товары, которые ввозятся сейчас из США и Европы. На первом крупном заседании по импортозамещению министры пожаловались ему на отсутствие единого реестра татарстанских поставщиков, а промышленники – на захламленность рынка некачественными товарами. Между тем, минпромторг распределил некоторые категории импортных товаров по местным предприятиям и заявил о нескольких успешных переговорах по замене зарубежных поставщиков.
На заседании экономического совета с участием правительства и представителями крупного бизнеса республики 12 сентября чиновники обсудили шаги по поддержке татарстанского производства. Президент Рустам Минниханов отметил, что в 2013 г. из-за рубежа в Татарстан было завезено товаров более чем на 160 млрд. руб., из них почти треть – в сфере нефтехимии. Еще на 200 млрд. руб. закупают в других регионов РФ – в основном это продукция машиностроения, транспорт, продовольствие. Татарстан в 2013 г. с учетом услуг и торговли произвел продукции на чуть более 1,5 трлн. руб.
“Потенциал импортозамещения в Татарстане – в основном по двум направлениям: машиностроение и химическая промышленность. Более $4 млрд. продукции машиностроения завозится, около $540 млн. – продукции химии и нефтехимии”, – рассказал министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. Он отметил, что идет поиск предприятий, которые смогли бы взять на себя производство 300 наименований продукции химии и нефтехимии, которые сейчас импортируются из-за рубежа. “Рассмотрели около 300 наименований продукции, а всего их более тысячи. Направили этот материал нашим ведущим университетам, чтобы организовать у себя производства этих продуктов”, – доложил он. По его словам, “Татнефть” может заместить 108 из 300 видов продукции, ГК “ТАИФ” – 127, ГК “Нэфис” – около 49.
В сфере машиностроения остро стоит проблема использования российских пластиков. К концу года министерство намерено разработать механизм использования на заводах Ford Sollers полимеров и АБС-пластиков, которые производятся на “Нижнекамскнефтехиме” и “Казаньоргсинезе”, вместо тех, что сейчас завозятся из Турции и Европы. “Сегодня “Нижнекамскнефтехим” и Ford Sollers закончили сертификацию, теперь 480 штук шин взамен “Мишлена” поставляются для Ford”, – доложил Р. Зарипов.
Одной из главных задач министр экономики Мидхат Шагиахметов назвал расширение рынков сбыта татарстанской продукции. При этом закупать местную продукцию не торопятся даже госзаказчики: из 107 млрд. руб. гозсакупок в Татарстане по итогам 2013 г. оказалось всего 45% товаров республиканских поставщиков. Министр предложил создать единый электронный каталог всей татарстанской и закупаемой продукции и ее характеристики, на который могли бы ориентироваться госзаказчики. “Желающих попасть на освободившиеся прилавки достаточно”, – заявил М. Шагиахметов. При разработке программы импортозамещения он предложил ориентироваться на белорусскую модель. “В ней предусмотрен по каждому товару комплекс работ, начиная с анализа рынка и заканчивая принятием решения по расширению действующих или созданию новых производств”, – пояснил министр.
Предприятия, в свою очередь, пожаловались президенту на нехватку средств на модернизацию, а также на отсутствие заградительных мер для иностранной продукции. Президент заявил о намерении обратиться к руководству страны с просьбой о финансовой помощи новым производствам. “Я надеюсь, что сегодня федеральное правительство повернется к этим вопросам. Без модернизации мы не способны быть конкурентными. Нам надо сформулировать заявки, обосновать для чего они, – заявил глава республики. – Нас хотят выдавливать с рынков. Поэтому мы должны раньше просыпаться и позднее ложиться, и чтоб наш товар был конкурентным”, – подытожил президент. (РБК/Advis/Химия Украины и мира)