Из-за критической ситуации с автомобильным топливом, сложившейся в стране, могут пострадать и другие сектора. На рынках ГСМ, как автомобильного, так и авиационного, ситуации схожие. Стоимость авиакеросина в Казахстане в ближайшем будущем может подорожать.
“Наши нефтеперерабатывающие заводы не могут обеспечить 100% потребность авиационной отрасли в керосине. Порядка 35%-40% мы импортируем”, – рассказал вице-президент по развитию АО “Международный аэропорт Алматы” (МАА) Даулет Мамеков. По его словам, цена на авиатопливо в настоящее время более или менее устоялась. “У нас она идет в пределах $800-$900/т. В ближайшее время ожидаем повышение стоимости. Не думаю, что повышение цен будет значительным”, – добавил вице-президент МАА.
Согласно данным Даулета Мамекова, ежегодная потребность алматинского аэропорта – от 600 до 800 тыс. т в зависимости от потребления авиакомпаний как местных, так и зарубежных, обслуживаемых МАА. Из них 60%-65% перерабатываются местными заводами, остальной объем импортируется в основном из России.
Схожего мнения относительно роста стоимости авиакеросина придерживается экономист Сергей Смирнов. “Конечно, стоимость авиатоплива тоже будет расти”, – прокомментировал.
Ранее представители Министерства нефти и газа, реорганизованного в Министерство энергетики, заявляли о создании единого оператора по продажам авиатоплива. Таким образом ведомство планирует не допустить повышение цен. В настоящее время доля алматинского аэропорта, по словам Даулета Мамекова, составляет около 10% от стоимости горючего. Как сообщили в аэропорту Астаны, их доля составляет около 5%.
В настоящее время создана компания “Казмунайгаз – Аэро” (КМГ-Аэро). Как сообщили в пресс-службе компании “КазМунайГаз – переработка и маркетинг” (курирует все НПЗ), деятельность “КМНГ-Аэро” на рынке заключается в реализации авиатоплива в аэропортах РК, включая приобретение собственных топливо-заправочных комплексов. Она окажет содействие в формировании сбалансированной цены на горючее, обеспечивая справедливую конкуренцию между участниками рынка. “На сегодняшний день “КМГ-Аэро” ведется работа по унификации ценовой политики на авиатопливо в аэропортах страны. Главной целью данной задачи является стабилизация цен и удобство перелетов, в частности для авиакомпаний, осуществляющих внутренние рейсы по Казахстану. При этом средняя цена реализации авиатоплива отдельных участников рынка в аэропортах РК определяется неравномерно”, – ответили в компании.Между тем, компания “КМГ-Аэро” еще не определена единым оператором. “Вопрос о создании единого оператора по поставке авиатоплива находится в компетенции правительства Республики Казахстан”, – заявляют в “КазМунайГаз – переработка и маркетинг”. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)