Дефицит газа в Мангистауской области вынудил местных владельцев автогазозаправочных станций (АГЗС) пойти на ценовой сговор. Там стоимость голубого топлива подорожала с 37 тенге до 45 тенге/л. Правда, акция эта была временная. Таким образом предприниматели хотели повлиять на решение властей, которые ограничивают их в поставках горючего.
Резкое увеличение цен на газ вызвало очереди на заправках. Водители, переживая, что это новый газовый коллапс, искали АГЗС, где стоимость топлива все еще составляет 37 тенге/л. Но, как выяснилось, цены до 45 тенге подняли все предприниматели. Они протестуют против решения властей ограничить АГЗС в объемах поставки топлива. Согласно решению чиновников, газоперерабатывающий завод не может отпускать топливо одной заправке чаще 5 раз в месяц.
“Я должен был получать 300 т в месяц, но, если по списку смотреть, должен получать только 140 т. А у меня проходимость заправки – 300 т, с заводом заключен договор на 300 т. Я не добираю 150 т, за эти 150 т завод должен меня оштрафовать на 30%”, – сказал индивидуальный предприниматель Амангельды Бозжигитов.
В областном акимате, узнав о протесте, собрали экстренное совещание с участием предпринимателей. Бизнесмены обвинили руководство газоперерабатывающего завода в создании кризисной ситуации. Директор предприятия заявил, что оно и так в убыток работает, обеспечивая внутренний рынок. Хотя продавать топливо на экспорт – гораздо выгоднее.
“На рынок объем сжиженного газа растет, экспорт уменьшается. Цена на экспорт в 2 раза дороже, чем на внутренний рынок. Но, учитывая обстановку в области, мы пошли навстречу. Сейчас утвержденный министерством план 6,5 тыс., а мы пошли на 11 тыс.”, – прокомментировал директор ТОО “КазГПЗ” Карим Нагманов.
Встреча чиновников и предпринимателей закончилась в пользу последних. Ограничения для АГЗС решили отменить. Однако представители власти настоятельно просили больше таких протестов не устраивать.
Мангистауская область – единственный регион в Казахстане, где большая часть автомобилей ездит на газе. Последние 2 месяца здесь наблюдается дефицит этого топлива. Чиновники уверяют: внутренний рынок не столкнулся бы с нехваткой газа, если бы перекупщики не вывозили его в другие регионы и страны. Между тем, по всей республике в связи с дефицитом бензина Аи-92 все больше водителей решается переоборудовать автомобиль на газ. Эксперты советуют помнить, что пока в Казахстане всего 3 завода по производству голубого топлива, да и те нуждаются в модернизации. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)