Компания “Роснефть” планирует с декабря 2014 г. по март 2015 г. экспортировать более 1 млн. т бензина, что в 2,5 раза превышает объем экспорта топлива компанией в этот же период 2013-2014 гг. Эксперты прогнозируют дефицит бензина на российском рынке в связи со значительным объемом экспорта “Роснефтью”.
“Роснефть” разместила на своем сайте оповещения о проведении 10 тендеров на экспортные поставки бензинов Аи-95 и Аи-92. Компания предложила потенциальным покупателям поставку топлива с декабря по март 2015 г., ценообразование будет происходить на основании котировок Platts Eurobob на FOB Роттердам – то есть поставки в основном ориентированы на западноевропейский рынок. Всего “Роснефть” готова отгрузить на экспорт более 1 млн. т бензина, причем большую часть (620 тыс. т) должен составить бензин “Евро-4” и “Евро-5”, который после запрета оборота “Евро-3” с начала 2015 г. будет особенно востребован на российском рынке.
По мнению некоторых собеседников, экспорт такого существенного объема может создать дефицит и привести к росту оптовых цен на бензин на внутреннем рынке, которые с конца октября упали на 13%. “Такое уже было в 2013 г., в январе нефтяники переэкспортировали, в итоге весной цены взлетели”, – говорит один из собеседников. Другой источник отмечает, что сейчас экспорт бензина для нефтяников по-прежнему менее выгоден, чем поставка на внутренний рынок. По данным ИАЦ “Кортес”, экспортная альтернатива по бензинам сейчас составляет около 28,7 тыс. руб./т, в то время как текущая биржевая цена на Аи-92 – 34,2 тыс. руб., а отпускные цены НПЗ пока выше. Но с начала 2015 г. ситуация может измениться в результате налогового маневра.
Как пояснил представитель “Роснефти”, тендеры объявлены “во избежание операционных рисков затоваривания НПЗ компании” в период сезонного снижения спроса внутри России. В компании пояснили, что в рамках этих тендеров “Роснефть” не несет обязательств по объемам поставок, поэтому “примет решение о поставке продукта в адрес победителя тендера только при условии благоприятной ситуации с обеспечением внутреннего рынка”. Источник в отрасли пояснил, что “Роснефть” по этим тендерам не собирается отгружать на экспорт бензин, произведенный в марте, речь идет лишь о крайнем сроке поставки.
Тем не менее, тендеры насторожили Федеральную антимонопольную службу (ФАС). “Более 1 млн. т автобензинов может составить примерно треть производства компании за этот период, в 2013 г. поставки на экспорт были существенно ниже, – заявил глава профильного управления службы Дмитрий Махонин. – Весна – время накопления нефтепродуктов, а ситуация в оптовом звене еще не полностью нормализовалась. По нашему мнению, действия нефтекомпании не в полной мере продиктованы ситуацией на рынке и могут негативным образом повлиять на его состояние”. ФАС обещает “внимательно изучить” тендеры.
Нефтяники традиционно экспортируют бензин в период низкого спроса в декабре-феврале, опасаясь затоваривания внутреннего рынка, говорит Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. Он отмечает, что в прошлые годы эти отгрузки “зачастую приводили к негативным последствиям”, поскольку в период весенних ремонтов на НПЗ рынок порой испытывал дефицит топлива, а в стране не было достаточных запасов, чтобы компенсировать потерю производства бензина. Кроме того, заявленные на тендерах “Роснефти” экспортные объемы весьма существенны для российского рынка. По мнению эксперта, проводя эти тендеры, “Роснефть” готовится к последствиям налогового маневра, который может привести к увеличению привлекательности экспорта в январе на 4 тыс. руб./т по сравнению с текущей ситуацией. “Намерения компании вполне объяснимы, но гораздо лучше было бы допустить к этим тендерам и участников внутреннего рынка”, – полагает Михаил Турукалов. Сейчас, по его мнению, эти тендеры позволят заработать на экспорте, что одновременно может разогреть цены на внутреннем рынке. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)