Технический регламент Таможенного союза с 2016 г. вносит изменения в список разрешенных к применению компонентов топливных присадок. Ведущие игроки российского рынка и научные институты неоднозначно относятся к подобным радикальным мерам. По их мнению, выбор состава присадок – вопрос чисто экономический и должен решаться на усмотрение каждого конкретного производителя
Компания Creon Energy организовала III международную конференцию “Топливные присадки 2014”. Конференция стала традиционной, зарекомендовав себя ведущей дискуссионной площадкой для решения проблем отрасли. Как отметил в приветственном слове генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов, вопрос использования топливных присадок сегодня стоит достаточно остро. Они однозначно нужны потребителям, но какие и в каком количестве – это предмет для обсуждения.
В настоящее время присадки являются необходимым элементом при производстве и применении топлив. Всего насчитывается около 50 типов присадок. Часть из них используется на НПЗ при выработке топлив стандартного качества, другие вводятся в топлива на местах их применения, третьи применяются при производстве брэндовых топлив. До начала 90-х годов Россия полностью обеспечивала себя присадками собственного производства. С распадом СССР в РФ появилась импортная техника, требовавшая новых присадок, которые промышленность страны выпускать не могла. Как следствие, рынок прочно заняли зарубежные продукты. Однако в текущей геополитической ситуации разработка полного российского ассортимента присадок является стратегической задачей, заявил заместитель гендиректора “ВНИИ НП” Александр Данилов. Например, потребность в противоизносных присадках к дизельным топливам в ближайшей перспективе – до 15 тыс. т/год. При этом собственные технические решения уже имеются, производство организовано. По итогам 2013 г. выработано около 2 тыс. т, что составляет примерно 25% от существующих потребностей. Основная проблема заключается в сырье. Однако уже найдены альтернативные источники, не сводящиеся к талловым маслам. Что касается противоизносных присадок к реактивным топливам, то в этом случае продукты на основе кислот талловых масел непригодны. Поэтому рассматриваются два варианта: восстановление производства ДНК либо присадки на альтернативных сырьевых источниках. Антистатические и практически все депрессорные присадки в настоящее время импортируются. Производства диспергаторов парафинов в России также нет, отметил Данилов. Однако имеются 2 образца (“Квалитет” и “ВНИИ НП”), успешно прошедшие предварительные испытания, сейчас изучаются их практические возможности. Намного лучше обстоит ситуация с промоторами воспламенения. В России они вырабатываются на двух предприятиях, которые в принципе могут удовлетворить существующую и перспективную потребность (а она составит 15 и более тыс. т/год).
О необходимости разработок в сфере топливных присадок говорил и член экспертного совета Creon Energy Михаил Левинбук. По его словам, в условиях секторальных санкций со стороны США и ЕС планы развития российского нефтегазового комплекса должны быть скорректированы. Левинбук отметил, что США сейчас активно добывают нетрадиционные энергоносители. При этом задача страны – составить конкуренцию России на рынке углеводородного сырья, а точнее – заместить российские энергоносители своими сланцевыми аналогами. По словам эксперта, этот процесс уже идет, по итогам 2014 г. добыча сланцевого газа составит 44% от общего объема добычи в США и этот показатель будет расти. Также Штаты активно добывают нетрадиционную нефть (tight oil) и поэтому уже сейчас резко снизили импорт. При дальнейшем увеличении внутреннего производства США могут полностью прекратить импорт из недружественных стран. Это создаст на мировом рынке избыток традиционной нефти и повлечет падение цен на нее, что пагубно отразится на экономике России. Расчеты показывают, что ВВП России снизится на 2-3%, а ВВП ведущих западных стран вырастет на 3-5% при снижении мировых цен на нефть на 33 или на $50/барр. Левинбук озвучил ряд рекомендаций, которые смягчат негативное влияние санкций на российский ТЭК. Прежде всего, это проведение тотального аудита по промтехбезопасности импортного оборудования всех НПЗ России. Также необходимо использовать инновационные мероприятия при модернизации НПЗ, обеспечивающие снижение расходов на покупку оборудования. Помимо этого эксперт предложил ввести в стандарты качества топлив России районные ограничения на их применение.
Эксперт ФГУП “Центрохимсерт” Олег Арзамасцев представил сценарии воздействия законодательства ЕС в области безопасного оборота химических веществ (REACH, CLP, PIC) на цепи поставок топливных присадок. Основные цели законодательной системы REACH – обеспечение высокого уровня защиты здоровья населения и окружающей среды, а также повышение конкурентоспособности промышленности стран ЕС путем ужесточения природоохранных требований к производству химической продукции в ЕС и импортируемой или экспортируемой из третьих стран. Система REACH не имеет статуса межгосударственного соглашения, но при этом напрямую касается экономик других стран. Поэтому ведущие российские производители-экспортеры топливных присадок заинтересованы во внедрении данной системы и успешной реализации всех ее этапов. В 2010-2013 гг. они потратили свыше EUR7,5 млрд. на прохождение процедур соответствия, связанных с соблюдением системы REACH. Затраты следующего этапа, который продлится до 2018 г., точно оценить пока трудно, но они будут измеряться десятками миллиардов евро.
Перспективы применения присадок при производстве автомобильных бензинов обозначила Тамара Климова, заведующая лабораторией присадок к бензинам “ВНИИ НП”. Технический уровень существующего автопарка определяет ассортимент и качество моторных топлив. Современный парк необходимо обеспечивать бензинами Аи-95 и Аи-98, потребность в которых резко возрастает в связи с ограничениями выбросов СО2. С 2014 г. в Европе введены нормы на выбросы, что также потребовало увеличения производства высокооктановых бензинов. Что касается N-метиланилина (N-MA), то в России существует положительный опыт применения антидетонационных добавок с его содержанием. Однако Технический регламент ТС запрещает применение этого компонента в бензинах класса 5. Тем не менее, продолжила Климова, в 2014 г. во ФГУП НАМИ были проведены испытания по оценке влияния N-MA на мощностные, экономические и экологические показатели, а также надежность работы двигателя экологического класса 5. По итогам рекомендовано установить в Техническом регламенте нормы на объемную долю N-MA в бензине класса 5 с концентрационным пределом не более 1% об. Также прошли испытания композиционных добавок на базе N-MA с кислорододержащими компонентами (спирты, эфиры) с добавлением многофункциональных присадок. Эти присадки сочетают высокие антидетонационные, моющие и антикоррозионные свойства. Испытания показали эффективность их применения в составе высокооктановых бензинов. По словам эксперта, учитывая перспективность применения октаноповышающих компонентов на базе оксигенатов, необходима разработка антикоррозионных присадок для применения при производстве современных бензинов. “ВНИИ НП” проводит испытания образцов на базе российских товарных продуктов различного химического состава. Таким образом, для выпуска современных автомобильных бензинов, по мнению Климовой, необходимо решить две основные задачи. Первая – техническая, это разработка и внедрение многофункциональных присадок к бензинам, обладающих антидетонационными, антинагарными, моющими, антикоррозионными, антиокислительными и стабилизирующими свойствами. Вторая задача – законодательная – снятие акциза на топливный этанол и внесение изменений в Технический регламент ТС об отмене запрета на применение N-MA в бензинах класса 5. Последнему моменту было посвящено апрельское совещание в Минэнерго, на котором присутствовали представители российских НПЗ и ведущих отраслевых институтов. По его итогам было подготовлено предложение для руководства министерства и далее – профильного ведомства Таможенного союза. Согласно документу, ведущие игроки рынка признали, что не готовы выпускать высокооктановые бензины класса 5 и выше без N-MA и попросили снять этот запрет.
Доклад вызвал оживленную реакцию аудитории. Начальник управления технологии “ЛУКойла” Андрей Андреев отметил, что компания выступает против использования N-MA в качестве антидетонационной присадки при производстве бензинов. Выбор сделан в пользу развития и совершенствования производственного процесса для обеспечения нормального фракционного состава и распределения октановых характеристик. Климова ответила, что такой вариант возможен только для предприятий, имеющих необходимый набор технологических процессов и компонентов для смешения, как у “ЛУКойла”. Остальные же предприятия из-за ограниченности технических ресурсов вынуждены по максимуму применять МТБЭ. Поэтому отмена запрета на N-MA при производстве автомобильных бензинов экологического класса 5 положительно сказалась бы на их работе.
Эту позицию поддержал и начальник управления качества и безопасности продукции департамента нефтепереработки “Роснефть” Руслан Карпеко. Он обратил внимание участников конференции, что ТР ТС 013/2011 устанавливает требования, направленные на обеспечение жизни и здоровья человека, то есть, по сути, к безопасности продукции. С учетом имеющихся результатов испытаний, проведенных ФГУП НАМИ и “ВНИИ НП”, в ходе которых доказано, что монометиланилин не оказывает дополнительного отрицательного воздействия на жизнь и здоровье людей, его использование можно оставить на усмотрение производителя. Для этого необходимо инициировать внесение изменений в ТР ТС 013/2011. Главным критерием возможности применения ММА в составе автомобильных бензинов экологического класса 5 при этом должны оставаться безопасность и качество продукта.
Тему продолжил советник генерального директора “РНТ компани” Владимир Лазарев, который представил новую разработку компании – октаноповышающую добавку без N-метиланилина и металлоорганики. Эта добавка нового поколения предназначена для значительного повышения октанового числа (детонационной стойкости) в бензинах, применяется в концентрации от 1 до 3% об. Ее основным преимуществом является отсутствие в ее составе N-MA, металлов, свинца, марганца и других вредоносных компонентов, таких как эфиры и иные токсичные материалы, что позволяет применять добавку для производства бензинов в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011). Добавка разработана и производится в России в промышленных объемах.
В современном мире топливные присадки настолько важны, что подчас компании-производители идут на все, чтобы получить положительные оценки своей продукции. Тамара Митусова, заведующая отделом “Разработки, исследования и испытания дизельных, печных, газотрубных и котельных топлив” “ВНИИ НП”, рассказала о случаях фальсификации результатов испытаний присадок. Растущая потребность в этой продукции приводит к тому, что на рынок выходит множество компаний – от крупных до небольших, которые закупают импортные присадки, добавляют туда растворители и предлагают на рынке как собственные продукты. На эти продукты разрабатываются ТУ, однако в них нет ни одного показателя, который гарантировал бы стабильность качества присадки. “ВНИИ НП” проводит тестирование всех предлагаемых присадок, результаты исследований высоко ценятся участниками рынка. Однако появились случаи, когда производители сознательно улучшают полученное от “ВНИИ НП” заключение, по сути, фальсифицируя его. Так, в 2013 г. “Компания топливный регион” передала во “ВНИИ НП” для испытаний несколько присадок Difron. А в 2014 г. скорректированные результаты испытаний были направлены фирмой на НПЗ на поддельном бланке “ВНИИ НП”. Последний, в свою очередь, разместил на сайте информацию о фальсификации результатов. За этим последовало следующее заявление “Компании топливный регион”: “…заключения, размещенные на сайте компании и рассылаемые нашим клиентам, были ошибочно модифицированы в рекламных целях без согласования с отделом технологий и руководством компании”. Другой случай искажения результатов исследований “ВНИИ НП” допустила компания “Прогрессивные решения”. В частности, она позиционирует свой продукт “Pro-цетан плюс 51” как аналог импортных присадок, однако содержание растворителя составляет 35%, а активного вещества 65%, что позволило компании существенно снизить цену на присадку и обойти конкурентов. На сайте компании приведены недостоверные (ложные сведения) о том, где допущены их присадки. Вопреки заявлениям “Прогрессивных решений” о том, что их цетаноповышающая присадка допущена практически на всех НПЗ, фактически она используется только на четырех НПЗ “Роснефти”. Противоизносные и депрессорно-диспергирующие присадки к промышленному применению не допускались ни на одном из заводов. Испытывались лишь лабораторные образцы присадок. При этом из серии депрессорно-диспергирующих присадок Proflow испытания прошел только один образец.
А поскольку в зале присутствовали представители обеих упомянутых компаний, тема получила немедленное развитие. Главный технолог “Компании топливный регион” Роман Швыков рассказал, что соответствующую информацию на сайте без согласования с руководством разместил отдел маркетинга. После обращения со стороны представителей НПЗ и “ВНИИ НП” на сайте компании появилось пояснение по упомянутому заявлению об искажении информации.
Прокомментировал ситуацию и генеральный директор компании “Прогрессивные решения” Арчил Джалиашвили. По его словам, фирмой составлено и передано в Арбитражный суд и правоохранительные органы заявление на сотрудника “ВНИИ НП” Митусову Т.Н. по статье “Мошенничество в крупном и особо крупном размере”. Подробности Джалиашвили не сообщил, но предложил всем желающим ознакомиться с поданным заявлением. Также он предложил “ВНИИ НП” разработать и внедрить открытый реестр аккредитованных поставщиков топливных присадок. Это даст возможность получать актуальную информацию о действующих игроках рынка.
Эксперт дирекции пластиков и органического синтеза компании “Сибур” Анна Рыжикова поддержала позицию “ВНИИ НП”. По ее словам, еще в апреле 2014 г. она выразила желание посетить производственную площадку “Прогрессивных решений”, однако получила отказ. Рыжикова выразила недоумение, почему компания, позиционируя себя как добросовестный производитель, не допускает коллег на свое предприятие.
Начальник научно-испытательного центра квалификационной оценки топлив и масел “25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России” Константин Шаталов представил обзор присадок, используемых при производстве топлив для военной техники. Автомобильный бензин, поставляемый в Вооруженные Силы РФ, изготавливается с применением одной антиокислительной присадки – Агидол-1. При производстве топлив для реактивных двигателей используются два вида присадок – российская антиокислительная Агидол-1 и американская противоизносная HITEC 580, что ставит производство термостабильных топлив для сверхзвуковой авиации в зависимость от иностранного производителя и создает потенциальную угрозу национальной безопасности. В составе дизельных топлив Евро, допущенных к применению на военной технике, как правило, используются два вида присадок – цетаноповышающие и противоизносные. В настоящее время используются 5 российских и 4 зарубежные цетаноповышающие присадки, 4 российских и 5 зарубежных противоизносных присадок. Доля импортных цетаноповышающих присадок оценивается в 20,4%, а импортных противоизносных присадок составляет 56,1%.
Теме топливных присадок для дизельного топлива был посвящен доклад Саймона Малквина, технического директора региона EMEA Innospec Limited. Присадки для контроля отложений добавляются в дизельное топливо на протяжении последних 30 лет. В последнее время сложность современных дизельных топливных систем впрыска увеличилась, их устойчивость к образованиям отложений понизилась. Поэтому появилась необходимость в высококачественных присадках для контроля образования отложений. Компания Innospec разработала новое поколение присадок, которые предотвращают образование отложений не только органической и неорганической природы, но и слоистых.
Алексей Ткачев, заведующий кафедрой Тамбовского государственного технического университета, рассказал о разработке новых антидетонационных присадок. Они позволят сократить использование МТБЭ и N-MA, а в перспективе и полностью отказаться от использования N-MA. Институт экспериментально доказал, что повышение эффективности антидетонационных добавок может быть достигнуто за счет применения дисперсных углеродных наночастиц. За счет этого концентрация традиционных антидетонаторов в товарном бензине может быть снижена на 30%. (Rcc/Химия Украины и мира)