С подачи правительства с будущего года в России могут возникнуть два параллельных рынка авиакеросина – для российских авиакомпании и их иностранных конкурентов. Россиянам топливо будет обходиться дешевле, а вот иностранные перевозчики из-за подорожания топлива могут реже заправляться в России.
В рамках налогового маневра с 2015 году в будущем году существенно вырастет НДПИ на нефть: это приведет к удорожанию сырья на внутреннем рынке и росту стоимости произведенных из него нефтепродуктов. А в случае с авиакеросином цена возрасте еще на размер акциза, который начнут взимать с будущего года. На 2015 год ставка акциза может составить 2,3 тыс. руб. с тонны, в 2016 году – 3 тыс. руб., в 2017 году – 3,5 тыс. руб.
Компенсировать авиакомпаниям удорожание авиакеросина чиновники предложили с помощью налогового вычета, вдвое превышающего сам акциз. До сих пор было лишь непонятно, кто непосредственно будет уплачивать акциз и получать наловый вычет. В прежней версии поправок в Налоговый кодекс налоговым агентом называлась «организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие заправку воздушных судов», то есть топливно-заправочные комплексы.
Поправки в Налоговый кодекс (так называемый «налоговый маневр») уже прошли первое чтение в Госдуме, однако перед вторым чтением правительство предложило внести существенные изменения. Так в случае с авиакеросином налоговым агентом чиновники предлагают сделать авиакомпании, имеющие российское свидетельство эксплуатанта. Именно российские авиаперевозчики будут обязаны уплачивать акциз, но они же получают право на получение налогового вычета. Компенсации для других потребителей, в частности, зарубежных авиакомпаний (билеты на их рейсы реализует Энитрэвел), заправляющихся по прилете в российские аэропорту, поправки в Налоговый кодекс не предусматривают.
Авиакомпании при покупке топлива будут начислять этот акциз, и они же будут получать государственную компенсацию в двойном размере от размера акциза, пояснила РБК заместитель главы отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нина Нечипорчук. По ее словам, иностранные компании не подпадают под этот режим, так как реализация им авиационного керосина акцизом не облагается. Они смогут его покупать без акциза, но не будут иметь права на российские госдотации. Но из-за налогового маневра, подразумевающего рост НДПИ, авиатопливо подорожает примерно на 1,8–2 руб. за литр. В какой-то степени дотация позволит компенсировать это повышение цен для российских авиаперевозчиков. (mk.ru/Химия Украины и мира)