В 2011 г. правительство решило с 2015 г. повысить экспортные пошлины на темные нефтепродукты до 100% от нефтяной, чтобы сделать невыгодным их экспорт и стимулировать модернизацию нефтепереработки. Но быстро стало понятно, что нефтяники ничего модернизировать до 2015 г. не успеют. Тогда Минфин придумал налоговый маневр: пошлины и акцизы снижались, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рос. Сначала Минфин хотел провести маневр за 2 года, потом договорился с отраслью о 3 годах.
В 2014 г. Минфину нужно было решить заодно еще одну задачу. Беларусь заявила, что вступит в ЕАЭС, только если ей не придется компенсировать России пошлину на нефтепродукты из российской нефти. Минфин предложил Беларуси отдавать России половину пошлины, имея в виду, что после налогового маневра она снижается и перестает быть такой важной для бюджета, а белорусские НПЗ заплатят за нефть с выросшим НДПИ.
Несогласным оказался только один – президент “Роснефти” Игорь Сечин: он требовал маневр отменить, а пошлину на мазут не повышать. Минфин стал предлагать варианты, но понимания не находил. В начале августа президент России Владимир Путин собрал министров и сказал, что договорился с президентом “Роснефти”, рассказывали 3 федеральных чиновника: Сечину пришлось смириться с маневром. Минфин пожалел нефтяников: маржа НПЗ снижается в 2 раза. Маржа в $20-30/т соответствует рентабельности западных НПЗ, знает чиновник Минэнерго.
Маневр менялся еще не раз – вылезали все новые эффекты, увеличивавшие потери бюджета. Из-за сильного снижения акцизов страдали региональные дорожные фонды – направили в них акцизы из федерального; страдала нефтехимия, авиакеросин – ввели для них отрицательные акцизы на 60 млрд. руб.; Беларуси пришлось разрешить не отдавать России пошлины. А в конце августа Минфин выяснил, что допустил ошибку в расчетах и потери бюджета окажутся не 190 млрд., а 240 млрд. руб. Тогда чиновники в обход нефтяников внесли в правительство законопроект, в котором ставки НДПИ и акцизов оказались выше тех, на которые согласился Сечин. Нефтяники возмутились – правительство обещало нагрузку больше не повышать. Но ко второму чтению в Госдуме в закон все-таки внесло поправки и подняло акциз на рубль; потери бюджета вернулись к 190 млрд. руб. Сечин был недоволен, но президент закон в ноябре подписал.
И тут стала дешеветь нефть, эффект от маневра стал отрицательным для отрасли. При цене барреля ниже $72,4 нагрузка на добычу по закону о маневре становится выше на несколько центов за баррель, чем при действующей системе, объясняет эксперт Энергетического центра Сергей Ежов.
Куда хуже эффект для нефтепереработки: при цене барреля в $70 средняя маржа из-за маневра снизится до тех же $2,3, что получались при повышении пошлины на темные нефтепродукты до 100% нефтяной, подсчитывает Ежов, – нефтяники считают это шоком.
Чиновник Минфина уверяет, что правительство просчитывало разные варианты: и $100, и $80, и $60. Намного ситуация в нефтяной отрасли не ухудшится; бюджетные потери если и увеличатся, то на единицы процентов, уверяет чиновник. Другой чиновник говорит, что по маневру при падении цены на нефть нефтедобытчикам придется больше делиться с бюджетом. (Rcc/Химия Украины и мира)