Санкции, введенные в отношении России рядом иностранных государств, напрямую не коснулись полимерной отрасли, но общее снижение экономической активности и ухудшение делового климата уже ощущается, отмечают представители полимерного рынка. Проблемы развития промышленности полимеров они обсудили в ходе пресс-конференции “Полимерная индустрия: импортозамещение и инвестиции в условиях санкций”, организованной группой Creon и компанией Inventra.
“Итоги падения в нефтехимической и полимерной индустрии РФ за время санкций можно будет оценить только во II квартале 2015 г., пока же рынок движется по инерции прошлых периодов”, – такое мнение высказал глава группы Creon Energy Фарес Кильзие. Руководитель консультационной компании в области в нефтегазохимии и полимеров полагает, что российская полимерная индустрия может выжить в условиях санкций со стороны США. Но в условиях западно-европейских санкций эффективно развиваться она не сможет ввиду взаимной импортозависимости по финансированию проектов, оборудованию, сырью и отчасти по рынкам. “Поэтому все дипломатические усилия надо направить на снятие противоречий и возврат нормальных торговых отношений с Западной Европой и в первую очередь с Германией”, – убежден Фарес Кильзие.
Немецкий бизнес, в основном выступающий за поддержание нормальных торгово-экономических отношений с Россией, подтвердил неизменность позиции. В частности, немецкий химический концерн BASF в сложный период внешнеполитических противоречий своего отношения к бизнесу России не поменял. Глава химического концерна в России и СНГ Сергей Андреев отметил: “Санкции напрямую не затрагивают бизнес BASF в РФ. Скорее, они оказывают негативное влияние на наших заказчиков – в первую очередь в том, что касается финансов”. Он признал, что европейские компании вынуждены соблюдать санкционный режим, в этой связи они заявляют о снижении оборотов и дополнительных рисках. В то же время влияние европейского бизнеса на ситуацию и политиков весьма ограничено.
Что касается непосредственно BASF, то концерн продолжает стабильно работать с российскими партнерами. “BASF экспортирует в Россию только продукцию для гражданского сектора, успешно сотрудничая с контролирующими органами Германии”, – рассказал Сергей Андреев. “В следующем году нашей компании исполняется 150 лет. Из них BASF 140 лет присутствует в России. Мы своего отношения к бизнесу в РФ не изменили. Это касается и нефтегазовой отрасли, и химии. Мы были и остаемся надежным поставщиком. Самым хорошим лекарством от возникших проблем считаем более углубленное и тесное сотрудничество с нашими заказчиками”, – убежден глава BASF в России и СНГ.
Текущая ситуация не повлияла и на деятельность российских компаний. По крайней мере, “Сибур” – крупнейший игрок на рынке нефтехимии и полимеров – своих инвестпланов в текущих условиях не изменил. Директор по реализации дирекции базовых полимеров компании Сергей Жидких отметил: “Косвенно общая рискованность ведения бизнеса возрастает. Сохраняется и ситуация неопределенности, в том числе связанная не только исключительно с санкциями, но и с динамикой цен на углеводороды в мире. Работать в ситуации неопределенности не очень комфортно, но и не настолько критично, чтобы это могло серьезно повлиять на принятые компанией инвестиционные решения”. Представитель “Сибура” напомнил о текущих проектах: “Мы ввели “Тобольск-Полимер”, он прекрасно работает на максимальной мощности, введен в эксплуатацию комплекс “Русвинила” – добираем проектную возможность. Приняты инвестиционные решения по проекту “Запсибнефтехим”, где общие инвестиции оцениваются в $9,5 млрд., продолжается проработка Амурского газохимического комплекса. Все подразделения компании, занятые в инвестиционной деятельности, не претерпели серьезных изменений”. Тот факт, что введение санкций не отразилось на деятельности “Сибура”, в том числе является следствием достаточно консервативной с финансовой точки зрения инвестиционной политики компании, подчеркнул Сергей Жидких. Также он обратил внимание, что компания не подпадает под санкционные списки зарубежных стран. Безусловно, реализация проектов в отрасли требует от компаний определенных финансовых и инвестиционных ресурсов. Если у крупных игроков есть определенные возможности, то средний и малый бизнес может ощутить на себе нехватку финансирования.
Глава BASF в России и СНГ отметил, что, по его наблюдениям, многие клиенты уже сталкиваются с нехваткой ликвидности. “Крупные заемщики пришли на российский рынок, частному бизнесу все труднее получить финансирование”, – констатировал Сергей Андреев. Однако выход можно найти даже в сложной ситуации. Он привел пример взаимовыручки партнеров при строительстве производственного объекта, например, в Подмосковье: строительный подрядчик за свои средства достраивает объект в расчете на пуск предприятия и возврат инвестиций в процессе реализации продукции на рынке.
Похоже, что в этой ситуации компании вынуждены рассчитывать сами на себя. Например, переработчикам не стоит ждать положительного эффекта от крупных вливаний в энергетические или нефтехимические проекты из Фонда национального благосостояния. Полимеры вряд ли подешевеют, а привести к разгону инфляции и удорожанию валют такие меры могут, полагает Фарес Кильзие. Свое предположение он объясняет тем, что масштабные проекты предусматривают крупные закупки оборудования и инжиниринговых услуг на внешних рынках за валюту. В то же время, несмотря на объективные трудности, на рынке действуют и позитивные факторы. Среди них: довольно высокий уровень потребления в России, более $70 млрд. привлеченных иностранных инвестиций (по состоянию на 2012 г.), из которых примерно четверть была направлена на создание производств. Кроме того, по-прежнему, хоть и небольшой, но сохраняется рост промышленного производства. Видятся перспективы применения полимеров в пищевой промышленности, строительстве, лакокрасочных материалах.
Российские предприятия способны выполнить и задачу по импортозамещению. Успешный опыт в этом направлении уже есть. Как рассказал президент группы “Полипластик” Мирон Гориловский, полимерные трубы для сетей инфраструктуры (водо-, газо-, теплоснабжения и водоотведения) – идеальный образец импортозамещения. “За десять лет отечественные производители заместили практически весь импорт, которого осталось не более 2%. Причем сделали это без всякой поддержки”, – подчеркнул руководитель “Полипластика”. Он указал на проблему сырьевого обеспечения. Трубная отрасль – импортозависима. Дефицит полиэтилена трубных марок в рамках Таможенного союза составляет примерно 60%. Глава группы “Полипластик”, являющейся лидером в производстве труб, считает, что таможенно-тарифная политика в отношении полиэтилена и полипропилена должна строиться исходя из того, что это – сырье для переработки, чем дешевле достается сырье производителю товаров, тем больше создается добавленной стоимости внутри страны, тем выше возможности импортозамещения и экспортный потенциал отрасли. “Мы призываем добиваться отмены импортных пошлин на базовые полимеры, в первую очередь в отношении полиэтилена и полипропилена”, – заявил Мирон Гориловский.
Успешный опыт накоплен и в сфере строительных материалов. “Что касается импортозамещения, то мы еще в кризис 2008 г. воспользовались этой возможностью и постарались заместить импорт практически во всех областях, которыми занимаемся”, – сказал вице-президент корпорации “ТехноНиколь” Евгений Войлов. Он также отметил, что экструзионный пенополистирол почти полностью производится в России, причем из российского сырья. Сходная картина в модифицирующих добавках в битумы – в основном корпорация использует продукцию “Сибура”. Единственная отрасль, которую мы не успели заместить, это кровельные мембраны. 70% из них – продукция российского производства, 30% – приходит по импорту, – сказал Евгений Войлов. – К импорту у нас отношение такое: чем больше доля импорта на рынке, тем больше для нас возможность развития новых производств. Кризис научил нас работать с низкими затратами, высокой производительностью труда, смотреть немного дальше, чем в горизонте 2-3 лет”.
Глава группы Creon Energy Фарес Кильзие предлагает смотреть на проблему импортозамещения стратегически. “Несистематизированное импортозамещение может нанести вред российскому рынку. Нет смысла производить на локальном рынке товар, когда аналогичный, но более дешевый и качественный, можно приобрести на внешних рынках. Это может привести к долгосрочным неэффективным инвестициям, удорожанию и дисбалансу в торговых отношениях с другими странами. Всегда надо думать, что будет после снятия санкций, даже в долгосрочной перспективе – что будет с этими импортозамещающими проектами?”. (Rcc/Химия Украины и мира)