По рынку нефтепродуктов в 2014 г. был нанесен сокрушительный удар – рост цен вследствие девальвации гривни осадил продажи бензина на 25%. Финансовое положение трейдеров также незавидное, особенно тех, кто еще год-два назад активно привлекал валютные кредиты для развития. Словом, ситуация 2008-2009 гг. повторяется. С одним отличием – пока еще никто не “упал”, тогда как предыдущий кризис быстро унес 3 крупных сети АЗС. Но есть в нынешнем году и определенный позитив. Прежде всего, речь о выравнивании конкурентной ситуации после прекращения деятельности группы ВЕТЭК, прочно державшей рынок в 2012 г. и особенно в 2013 г. Поэтому сегодня рынок нефтепродуктов находится в непривычном для себя состоянии – в отсутствии прежней схемы. Но свято место пусто не бывает, теневой сегмент есть и немалый, он просто эволюционирует.
На отечественном рынке нефтепродуктов сконцентрировано наибольшее количество игроков, чтобы ни твердили в Антимонопольном комитете. Десять внешних и внутренних источников поставок нефтепродуктов, десятки оптовых поставщиков и сотни владельцев АЗС – какой еще сегмент энергетики может похвастаться такой плотностью “населения”? Рынок природного газа? Электроэнергии? Угля? Третий год страна осваивает реверс газа из Европы, в муках рождается диверсификация поставок угля, в то время как рынок нефтепродуктов уже практически 3 года живет без российской нефти и завозит менее 10% от потребности из России. Если эти поставки прекратятся, никто этого не почувствует.
Однако это не означает, что топливный рынок живет без проблем. История его развития неразрывно связана со схемами. Именно схемы и коррупция внесли самый весомый вклад в формирование этого рынка, превратив его в очень живучий организм, привыкший к самым невероятным позам. Рейдерский захват группой “Приват” крупнейшего в стране НПЗ “Укртатнафта” в 2007 г. поставил крест на развитии этого предприятия, предопределив модель снабжения рынка импортным топливом. Усилила эту тенденцию “Ливела”, безналоговый импортер нефтепродуктов, который в 2010 г. “убил” слабый Одесский НПЗ. В начале 2012 г. остановился Лисичанский НПЗ, который все острее начал чувствовать дыхание контрабанды через Феодосийскую нефтебазу, значительно расширившей и усовершенствовавшей механизм безналоговых поставок нефтепродуктов.
“Консалтинговая группа А-95” озвучила результаты своих исследований, согласно которым в пиковом 2013 г. мимо бюджета прошло не менее 2,36 млн. т нефтепродуктов, или почти 25% от всего потребления. При этом львиная доля пришлась на бензин, акцизный сбор на который был в 4 раза выше, чем на дизтопливо. (В этом и причина особой популярности бензина у контрабандистов и кустарных производителей, так как премия за “труды” намного выше.) В деньгах 2013 г. это 8,3 млрд. грн. акцизного сбора и НДС, или более $1 млрд. Основной вклад в такой результат внесла контрабанда, которая, по оценкам “А-95”, составила 1,8 млн. т.
В 2014 г. ситуация радикально изменилась. С марта данные таможни полностью совпадают с физически импортируемыми объемами нефтепродуктов. Сегодня в составе Фискальной службы реанимируют Энергетическую таможню, которая была ликвидирована “режимом” в 2011 г. “Энергетическую таможню не просто ликвидировали, уволили всех сотрудников, чтобы не было лишних глаз и ушей”, – рассказал глава Энерготаможни Александр Конев, который возглавлял это подразделение до 2010 г. (А. Конев вместе со своим заместителем Тарасом Шепитько и нынешним главой таможни Анатолием Макаренко в 2010 г. оказались под уголовным преследованием за растаможку по распоряжению правительства природного газа Дмитрия Фирташа). На данный момент формируются таможенные посты Энерготаможни, которые, по словам Конева, получат максимальные полномочия. Во-первых, для усиления контроля за перемещением грузов, во-вторых, для ускорения их прохождения.
Как показывают исследования “Консалтинговой группы А-95”, несмотря на улучшение ситуации на таможне, теневой сегмент на рынке нефтепродуктов в 2014 г. превысит 1 млн. т. Это означает, что мимо бюджета снова пройдет около 5 млрд. грн. акциза и НДС.
На рынке тем временем изменился и вектор ухода от налогов. Если раньше превалировала контрабанда, то теперь – фальсификат. Кустарное производство топлива цветет, поскольку цены на легальный продукт растут под давлением девальвации и увеличения налогов. Например, в связи с повышением в апреле акциза на дизтопливо вдвое до EUR98/т, а также в силу резкого роста курса евро у “бодяжников” появляется серьезный стимул для начала активного “производства” ДТ. Если в 2013 г. подделка дизтоплива принесла бы 600 грн. на тонне только за счет “сэкономленного” акциза и НДС на него, то в 2014 г. речь идет не менее чем о 2400 грн. на тонне.
В нынешнем году отмечен активный импорт авиационного топлива компанией “БРСМ-Нафта”, которая не имеет отношения к бизнесу по заправке самолетов. По основным свойствам реактивное топливо во многом схоже с дизельным, но акциз на него в 5 раз меньше, чем на ДТ. Но все же теневой сегмент наполняется преимущественно бензином. При наличии необходимых данных найти проблемные точки несложно. Во-первых, передвижение сырья и компонентов для выпуска нефтепродуктов можно отследить по железной дороге, ведь масса таких грузов прибывает на станции, где нефтеперерабатывающих заводов нет. Во-вторых, при большем массиве данных можно отследить продавцов таких нефтепродуктов. Например, “БРСМ-Нафта” за 9 месяцев 2014 г. закупила около 80 тыс. т бензина, тогда как реализовала через свою сеть около 140 тыс. т бензина и альтернативного топлива (аналог бензина с октановым числом 95). Кроме того, компания закупала преимущественно бензин А-92, а на колонках реализует 3 марки бензина с октаном 95. Ответ, очевидно, в том, что наряду с товарными нефтепродуктами на нефтебазы БРСМ рекой течет сырье и октаноповышающие присадки, которые та импортирует на вполне законных основаниях.
А вот в отношении крупнейшей национальной сети АЗС группы “Приват” (“Укрнафта”, “Авиас”, ANP и др.) таких простых ответов пока нет. Как показывают исследования, при реализации через свои заправки за 9 месяцев 2014 г. около 700 тыс. т бензинов видимая ресурсная база группы составила 455 тыс. т (в расчет приняты производство на подконтрольной “Привату” “Укртатнафте” и импорт группы). Где крупнейший оператор берет треть своих бензиновых продаж – остается загадкой. При этом аналогичный анализ по дизельному топливу показывает абсолютное совпадение имевшейся в распоряжении “Привата” ресурсной базы и реализации: при поставке 465 тыс. т дизтоплива в розницу оценочно были реализованы 450 тыс. т.
В ходе конференции Petroleum Ukraine глава Государственной фискальной службы Украины Игорь Билоус заявил, что ведомство держит на контроле вопрос теневого рынка нефтепродуктов. Основное внимание – выпуску альтернативных спиртсодержащих топлив. “Мы проводим проверки по этому сегменту рынка. По ним выставляются многомиллионные штрафы. Это наиболее проблемный сегмент рынка”, – заявил И. Билоус. Он, в частности, привел пример, когда накануне повышения акциза на спиртсодержащие топлива летом один из операторов задекларировал выпуск и продажу 400 тыс. т альтернативного топлива, хотя за 9 месяцев 2014 г. в стране было произведено и реализовано всего 120 тыс. т этого топлива. (Очевидно, что это сделано для дальнейшей безакцизной реализации этих топлив из “старых запасов”, произведенных, мол, еще до начала налогообложения этой группы товаров.)
Интересная деталь: по данным И. Билоуса, за первые два месяца с начала действия нормы о введении акциза на спиртсодержащие бензины были собраны 14 млн. грн. акциза. При этом в зале конференции нашлись производители, которые уплатили из этой суммы более 13 млн. грн. Это киевская “Кло” (10,6 млн. грн.) и полтавская “Надежда” (около 3 млн. грн.). Сколько в таком случае заплатили “БРСМ-Нафта” и “Приват”, крупнейшие продавцы и производители альтернативных топлив в стране? Или они продавали из тех “старых запасов”? Надо ли говорить, что “тень” прицельно бьет по легальным поставщикам? Ключевой считает проблему контрабанды и фальсификата в Украине крупнейший поставщик белорусских нефтепродуктов в страну компания “БНК-Украина”. В связи с массовой контрабандой в 2013 г. поставки из Беларуси снизились, тогда как выросли поставки через Феодосийскую нефтебазу – одно из самых затратных и логистически неудобных направлений поставок в Украину. В этом году все возвращается на круги своя, но проблему фальсификата и низкого качества топлива на рынке добросовестные поставщики ощущают очень хорошо, заявил один из топ-менеджеров “БНК-Украина” Сергей Короленко.
В присутствии главы фискальной службы участники конференции диагностировали основную проблему службы – отсутствие надлежащей системы мониторинга и анализа рынка нефтепродуктов с целью лучшего администрирования акцизного сбора. “Эту задачу необходимо решать как можно быстрее, так как мы все понимаем, что государство будет повышать налоги на топливо и далее”, – заявил вице-президент концерна “Галнафтогаз” Юрий Кучабский.
Участники и эксперты рынка нефтепродуктов считают, что для минимизации теневого рынка необходимо: ввести лицензирование оборота сырья и компонентов, используемых при производстве нефтепродуктов, ограничив круг операторов владельцами НПЗ; сделать на НПЗ зоны налогового контроля, оборудовав их “акцизными” счетчиками; ужесточить контроль за выпуском альтернативных топлив и реанимировать систему контроля качества нефтепродуктов на АЗС. Есть задачи и у таможни, так как тревожные сигналы о разгрузке небольших, но частых барж в периферийных портах Измаила, Килии, Рени и Очакова поступают регулярно. (Зеркало недели/Химия Украины и мира)