Экономисты Кыргызстана в один голос твердят, что нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте нужен стране, как воздух. Ведь предполагается, что он будет перечислять в госбюджет до 5 млрд. сомов налогов в год, обеспечит занятость сотням людей. В то же время страсти вокруг завода не утихают.
Инвесторы бегут из Кыргызстана. Каждый год рейтинг инвестиционной привлекательности только нагоняет тоску. Похвастаться хорошими результатами КР, к сожалению, не может. Что делать? Наверное, выполнять взятые перед инвесторами обязательства. Хотя бы перед теми, которые еще остались. “Договариваться нужно на берегу. Нам необходимы инвесторы”, – заявил первый вице-премьер-министр КР Тайырбек Сарпашев во время одного из визитов на НПЗ “Джунда”. Но только отчего-то договоренности “берега” в открытом море взаимоотношений Кыргызстана и инвесторов действовать перестают. Главное – срубить денег побольше. И вместо борьбы за инвестора начинается новая кампания против работы китайского нефтеперерабатывающего завода в Жайылском районе. Чаще всего звучат разговоры о том, что предприятие вредит экологии. Теперь рубить сук, на котором сидят, взялись рабочие предприятия.
В начале октября председатель центрального комитета профсоюза предприятий горно-металлургической отрасли Эльдар Таджибаев заявил о грубых нарушениях трудовых прав сотрудников НПЗ. Они выявлены во время проверки. С работниками не заключаются письменные трудовые договоры, не составлены и не согласованы локальные акты, регулирующие трудовые отношения (правила внутреннего распорядка, штатное расписание, должностные инструкции, графики работы и отпусков, коллективный договор), сотрудникам не выдаются расчетные листки о заработной плате. Допускаются нарушения в области охраны труда и техники безопасности (не выдаются молоко, спецпитание). “Администрация не признает профсоюзную организацию, созданную на заводе для защиты прав кыргызстанских рабочих. Более того, председателя профкома Алмазбека Нураева незаконно уволили. Работники запуганы администрацией увольнением в случае вступления в профсоюз и выдвижения требований. Более того, до 1 января 2014 г. на заводе велась двойная бухгалтерия”, – возмущен Эльдар Таджибаев. Проверку фактов нарушения прав работников НПЗ проводили инспекторы Госэкотехинспекции, но акт по выявленным нарушениям не составили.
В свою очередь представители завода напомнили, что ЦУ профсоюзов горно-металлургической отрасли – всего лишь общественная некоммерческая организация. Ее сотрудники не имели права проводить какие-либо проверки на предприятии. А сами заявления, как оказалось, построены на словах уволенного работника. Мужчину приняли на завод временно. После окончания контракта он ушел и уже после этого стал рассказывать о нарушениях трудового законодательства и гонениях на профсоюзный комитет.
Казалось бы, рядовой производственный конфликт. Но последующие события показали, что это только начало.
На НПЗ “Джунда” официально заявили о незаконности проверок ЦК профсоюзов, но к рекомендациям прислушались и решили изменить систему оплаты труда. Да и рабочие настаивали на переходе к новому режиму – повременному. Завод выходит на работу в полную силу, значит, почасовая оплата более выгодна, чем фиксированный оклад.
Вместо радости около 200 сотрудников завода устроили митинг… против понижения зарплаты. Сотрудники НПЗ “Джунда” остались недовольны тем, что руководство завода решило с 1 декабря 2014 г. перейти на новую систему оплаты труда. Для этого всем предложили подписать новый трудовой договор. “Нам до сих пор не озвучили реальные размеры зарплаты. Фактически рабочих заставляют подписать пустой договор. Мы боимся, что это приведет к понижению зарплаты. Устно сказано, что за час работы будут платить 40-60 сомов. Получается, зарплата составит примерно 9,63 тыс. сомов, тогда как сейчас средняя зарплата на заводе около 20 тыс. Нам пообещали платить премиальные и надбавки за вредность. Но мы не уверены, что зарплата останется на том же уровне. Если она будет всего 10 тыс. сомов, то кыргызстанские рабочие уйдут с предприятия”, – возмутился лидер протестующих Темирлан Айткулуев. Он отметил, что 162 работника предприятия написали руководству завода официальное обращение и потребовали разъяснить ситуацию. “Прошла неделя, но мы до сих пор не получили ответа. Поэтому решили устроить митинг, чтобы руководство НПЗ обратило на нас внимание и объяснило свое поведение”, – добавил активист.
Митинг сотрудники завода провели. Однако кардинально изменить ничего не удалось. Но не стоит искать корень зла в руководстве завода. На самом деле рабочие предприятия попросту не хотят слушать доводы разума. Заработную плату, начисленную по новой системе, они еще не получили. Откуда тогда уверенность, что их заработок понизится? Не ясно.
С первых дней работы завода заработная плата была фиксированная. За 3 года она лишь росла. Сейчас людям дали возможность заработать еще больше. Согласно Трудовому кодексу КР, с 1 декабря 2014 г. оплата труда работников нефтеперерабатывающего завода будет почасовой, с учетом вредности производства, фактической выработки продукции, ночных смен, работы в выходные и праздничные дни. Кроме того, на заводе рабочим стали давать молоко за вредность. Переход на почасовую оплату означает, что рабочее время сократится, но возрастет оплата за отработанное время.
По данным отдела кадров НПЗ “Джунда”, сегодня на заводе работают 800 граждан КР. Для решения вопроса нехватки местных квалифицированных рабочих компания планирует отправить еще около тысячи кыргызстанцев для обучения в Китай. Каждый ход повышать квалификацию будут не менее 100 граждан КР.
Не лишним будет напомнить и о том, что заработная плата на заводе значительно выше, чем средняя не только по Жайылскому району, но и по республике. Конечно, на любом производстве могут возникать споры и разногласия, но решить проблемы можно только совместными усилиями. Руководство НПЗ “Джунда” готово к диалогу. (24kg.org/Химия Украины и мира)