Индонезийская государственная компания Pertamina подписала соглашения с тремя ведущими переработчиками Saudi Aramco, Sinopec и JX Nippon Oil and Energy, которые помогут ей модернизировать и расширить существующие НПЗ. В случае успеха этого плана страна может стать почти самодостаточной в сфере нефтепродуктов, что нанесет удар по ориентированным на экспорт азиатским переработчикам.
Индонезия является крупнейшим в регионе импортером дизельного топлива и бензина. Как правило, она ежемесячно импортирует 9-10 млн. барр. бензина и 2,5-3,5 млн. барр. дизельного топлива. При потенциале роста спроса на нефть на уровне 6% в год южнокорейские, индийские и сингапурские переработчики считают страну крупным целевым рынком. Например, Южная Корея за 10 месяцев 2014 г. увеличила экспорт нефтепродуктов в Индонезию на 11,7% до 26,74 млн. барр.
“Все переработчики в Южной Корее, Сингапуре, Тайване и Таиланде ориентируются на отправку избытка своих нефтепродуктов в Индонезию. Конечно, если Индонезия построит собственные НПЗ, а затем значительно уменьшит импорт, это будет ударом для поставщиков, приведет к снижению маржи переработки в регионе и будет оказывать давление на другие региональные НПЗ”, – сказал президент консалтинговой компании Facts Global Energy Джефф Браун.
Проекты, стоимость которых, по оценкам, составит $25 млрд. в течение 10 лет, должны увеличить суммарную мощность индонезийских НПЗ с 1,04 млн. барр./день до 1,68 млн. барр./день, которые будут производить топливо стандарта Евро-4, говорится в заявлении Pertamina. Хотя номинальная мощность заводов Pertamina составляет 1,04 млн. барр./день, они построены давно и обычно перерабатывают 820 тыс. барр./день. После модернизации производство бензина увеличится со 190 тыс. барр./день до 630 тыс. барр./день, дизеля – с 320 тыс. барр./день до 770 тыс. барр./день, авиатоплива – с 50 тыс. барр./день до 120 тыс. барр./день. Завершить проект планируется в 2025 г., заявила компания.
Pertamina будет сотрудничать с Saudi Aramco в разработке и оценке инвестиционных возможностей на НПЗ мощностью 170 тыс. барр./день в Думае, заводе мощностью 348 тыс. барр./день в Килакапе и нефтеперерабатывающем и нефтехимического комплексе мощностью 125 тыс. барр./день в Балонгане. Sinopec будет модернизировать НПЗ мощностью 133,7 тыс. барр./день в Плайе, а JX – завод мощностью 260 тыс. барр./день в Баликпапане, заявил директор Pertamina по переработке Рахмат Хардади. “Мы планируем завершить НПЗ в Балонгане, Килакапе и Баликпапане в течение 4 лет”, – сказал Хардади. Pertamina и ее стратегические партнеры планируют сформировать совместные рабочие группы для оценки рентабельности проектов и дальнейшего развития маркетинговых и финансовых планов, необходимых для поддержки инвестиционной привлекательности. Партнеры рассчитывают начать подготовку проектной документации в 2015-2016 гг., поскольку для этого необходимо получить разрешения. Окончательные инвестиционные решения по проектам будут приняты в I квартале 2017 г., а контракты на проектирование, закупки и строительство будут заключаться в 2018-2021 гг.
Pertamina будет активно искать поставщиков сырья для НПЗ, сказал Хардади, добавив, что планы закупок не связаны с программой модернизации. Стратегические партнеры Pertamina получат привилегированный доступ к быстро развивающемуся индонезийскому рынку нефтепродуктов и нефтехимии.
По словам Брауна, с экономической точки зрения Индонезии не нужна программа модернизации НПЗ. Это политическое решение, которое следует оценивать с точки зрения энергетической безопасности. “Я думаю, что они движутся в правильном направлении, расширяя существующие НПЗ. Экономически это привлекательнее, чем строительство новых заводов”, – сказал он.
Индонезия думает о расширении перерабатывающих мощностей с 1998 г. Самый новый НПЗ в стране был построен в Балонгане в 1994 г. Страна несколько раз начинала переговоры с национальными нефтяными компаниями стран Азии и Ближнего Востока, пытаясь привлечь инвесторов в новый проект. Но эти переговоры не принесли результата, в основном из-за отсутствия адекватных налоговых стимулов.
По мнению директора консалтинговой компании JBC Asia Ричарда Горри, учитывая зависимость Индонезии от импорта, ей действительно нужна масштабная модернизация НПЗ. Но реализация заявленной программы зависит от того, насколько эффективно новое правительство будет бороться с коррупцией и проводить либерализацию рынка. “Главной проблемой в Индонезии является политический риск. Если его удастся ликвидировать и инвесторам не надо будет беспокоиться о том, что им придется работать в регулируемой экономике, где к тому же процветает коррупция, прогресс возможен, – отметил он. – Если обратиться к историческому контексту, мы увидим, что в прошлом подписывалось много соглашений. Однако серьезных инвестиций в Индонезию не последовало. Теперь сменилось правительство и это создает новые возможности”. (Нефть России/Химия Украины и мира)