Нефтекомпании предложили правительству ввести акциз на судовое маловязкое топливо. Они недовольны тем, что иногда оно продается под видом дизеля на АЗС по заниженным ценам, из-за этого в 2015 г. бюджет может недополучить до 18 млрд. руб. Акцизы затем предлагается компенсировать судовладельцам налоговыми вычетами. Но в отрасли опасаются, что при вводе акцизов судовое топливо исчезнет из продажи и компаниям придется перейти на дизтопливо, что увеличит их расходы.
Вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, на котором обсуждалась ситуация с судовым маловязким топливом. Нефтекомпании предложили ввести на него акциз: они обеспокоены, что часть объемов судового топлива продается как обычное дизтопливо для автомобилей по заниженным ценам. Представитель Дворковича заявила, что “вопрос прорабатывается”.
В “ЛУКойле”, “Роснефти” и “Башнефти” от комментариев отказались. В “Газпром нефти” заявили, что введение акциза “позволит избежать участившихся в последнее время случаев фальсификации дизтоплива, под видом которого на АЗС недобросовестных продавцов реализуется судовое топливо”. Для сохранения баланса спроса и предложения на бункеровочном рынке предлагается установить налоговые вычеты на судовое топливо для бункеровки, поясняют в компании. Один из источников в отрасли говорит, что “в целом все нефтекомпании и правительство поддерживают введение акциза”. Его размер может быть установлен “примерно на уровне акциза на дизель” – 3,45 тыс. руб./т, уточняет один из собеседников. Другой источник уточняет, что пока алгоритм налогового вычета не ясен. Похожая ситуация была в 2012 г. с печным топливом, которое также не облагалось акцизом и использовалось как дешевая альтернатива низкокачественному дизелю. Сейчас акциз на печное топливо – 3 тыс. руб./т.
В Минтрансе, Минфине и Минэнерго от комментариев отказались. Но замглавы Минфина Сергей Шаталов в январе допускал введение акциза на судовое топливо. “Надо посмотреть, что предлагается для сохранения баланса интересов судовладельцев, какими будут налоговые вычеты”, – заявили в транспортной компании UCL Holdings. Гендиректор Московского речного пароходства Константин Анисимов замечает, что “смысла в акцизах на судовое топливо немного, так как у заводов оно разное по качеству, а то, которое можно использовать в качестве альтернативы дизельному, не уступает ему по цене”. По его словам, цена топлива, используемого судами, ниже, чем у дизельного, на 10-15%, но оно не может заменять дизельное. Анисимов считает, что акцизы приведут к исчезновению судового топлива из продажи, судовые компании будут вынуждены перейти на дизтопливо, а это приведет к росту цен на перевозки и уходу ряда компаний с рынка.
По словам Максима Назарова из Reuters, в 2014 г. выпущены 12 млн. т судового маловязкого топлива, примерно половина объема осталась на внутреннем рынке и могла продаваться под видом дизеля. Эта проблема старая, правительство не всегда успевает ее решать, а под видом дизеля может продаваться и керосино-газойлевая фракция, отмечает Назаров. “В итоге за последние годы объемы такого “дизеля” достигли довольно внушительных масштабов”, – считает эксперт, это вредит экологии, лишает бюджет доходов (до 18 млрд. руб./год), а нефтекомпании – стимулов проводить модернизацию НПЗ, отмечает Максим Назаров. (Нефть России/Химия Украины и мира)