Рост цен на нефть и одновременное падение вывозной пошлины резко увеличили привлекательность экспорта бензина в феврале. Для нефтяников он теперь в среднем на 15% выгоднее продаж в России. Это может привести к резкому росту оптовой цены топлива и покончить с наметившимся трендом снижения цен на АЗС. Но и серьезного увеличения розничных цен эксперты пока не ждут.
Экспортный netback (цена за рубежом за вычетом пошлины и транспортных расходов) по бензину по итогам первой недели февраля достиг исторического максимума, составив по АИ-95 около 38,2 тыс. руб./т (по данным ИАЦ “Кортес”). За неделю экспортная альтернатива прибавила более 9 тыс. руб. и теперь более чем на 5 тыс. руб. превышает биржевую цену бензина в РФ. Сходная динамика наблюдается и по другим светлым нефтепродуктам – авиакеросину и дизельному топливу (рост на 6,5 тыс. руб.).
Причина столь резкого роста привлекательности экспорта в том, что “ножницы Кудрина”, последние 4 месяца снижавшие доходы нефтяников, теперь сыграли в их пользу. Февральская вывозная пошлина на бензин рассчитывалась исходя из низких котировок января, а в начале февраля цены на нефть резко выросли, увеличив цену фактической поставки. Именно такой ситуации опасалась ФАС, предлагая при необходимости повысить экспортные пошлины для защиты внутреннего рынка. Но пока конкретных предложений по повышению пошлин в правительстве не обсуждается.
В итоге между netback и внутренней ценой возник огромный разрыв – теперь для того, чтобы внутренний рынок бензина вновь стал премиальным, оптовые цены должны вырасти не менее чем на 5 тыс. руб., или на 4,2 руб./л. Пока же экспорт начал расти: согласно статистике ОАО “РЖД”, за первые 8 дней февраля за рубеж поставлены 141,6 тыс. т бензина, то есть среднесуточный экспорт составил 17,7 тыс. т против примерно 15,8 тыс. т в январе. Существенные объемы бензина пошли в Западную Европу, в феврале туда отгружали Киришский НПЗ “Сургутнефтегаза” и Московский НПЗ “Газпром нефти”. В январе же туда поставок почти не было, а подавляющая часть экспорта бензина пришлась на Казахстан и Киргизию – благодаря отсутствию пошлин, географической близости и ослаблению рубля эти страны остаются самым привлекательным направлением для российских нефтекомпаний.
Вторым фактором, который будет оказывать существенное влияние на оптовую стоимость бензина в ближайшие 2 месяца, стала новая рекомендация Минэнерго о наращивании запасов топлива на период ремонтов на НПЗ. Теперь нефтяники к 1 апреля должны накопить 2,5 млн. т бензинов (считая товары в пути), хотя год назад требовались 1,75 млн. т. На конец января запасы составляли 1,7 млн. т, то есть за 2 месяца нефтяникам нужно запасти еще 0,8 млн. т. Учитывая текущую конъюнктуру, эти объемы, скорее всего, будут сняты с поставок на внутренний рынок.
Отыгрывая эти тенденции, биржевые цены на бензин начали расти, пока довольно умеренно. С 1 февраля стоимость АИ-92 выросла на 5,8% до 30,26 тыс. руб./т, тогда как АИ-95 подорожал на 4,5% до 33 тыс. руб. “Как рост экспортной альтернативы, так и увеличение объемов резервирования должны привести к тому, что текущее предложение бензина в опте снизится, – считает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. – Это приведет к росту оптовой цены и потенциально дает возможность нефтяным компаниям разогнать рынок к началу ремонтов на НПЗ”.
Таким образом, тренд на некоторое снижение цен на АЗС, отмеченный 2 февраля и продолжившийся до конца недели, завершается. В то же время резкого роста цен, которого можно ожидать в опте, в рознице в ближайшее время не произойдет. Маржа АЗС сейчас находится на рекордно высоком уровне за последние 2 года, а у независимых участников рынка есть запас дешевого топлива на нефтебазах. По мнению Михаила Турукалова, в ближайший месяц эффект растущего экспорта на розничную цену бензина будет ограниченным. (Нефть России/Химия Украины и мира)