Американская компания Procter & Gamble известила оптовиков и ретейлеров о повышении цен на косметические товары и бытовую химию с 7 марта 2015 г. на 30-50%
Как рассказали продавцы продукции P&G, большие упаковки Pampers active baby, мужские бритвенные станки и женские средства гигиены Always, Descreet, Naturella Ultra, Tampax, Old Spice будут стоить на 49,9% дороже (размер розничной цены они не уточняют). Цены на стиральные порошки Tide, Ariel и МИФ повысятся от 29,9% до 49,9%, краски для волос Wellaton и Londa подорожают на 39,9%, весь ассортимент под брэндом Safeguard и Camay – на 29,9%. “P&G объяснил повышение цен влиянием глобальной макроэкономической ситуации, в том числе тем, что закупочная стоимость значительной части сырьевых и упаковочных материалов, высокотехнологичных компонентов, а также готовой продукции компании подвержена валютным колебаниям”, – подтвердила представитель группы “Дикси” Екатерина Куманина. По ее данным, предыдущее повышение закупочной цены произошло в конце декабря и составило порядка 10%. По данным других сетей, по разным категориям товаров цены увеличились на 7-15%. “Дикси” пока не приняла повышение цен P&G и ведет с компанией переговоры. В переговорном процессе находится и Metro C&C, сообщила представитель компании Оксана Токарева: “Мы проводим переговоры с каждым поставщиком, в каждом случае требуем обоснования увеличения стоимости. Относительно предложенного повышения цен мы ведем переговорный процесс, если не увидим четкой аргументации, готовы перейти к пересмотру ассортимента”. “С 20 декабря увеличилась стоимость Pampers P&G на 10-15%, компания письмом предупредила, что еще раз увеличит стоимость продукции на 29,9-49,9%, – говорит представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. – Мы будем вести переговоры до упора, это повышение мы не приняли”. Auchan не комментируют действия P&G, а “Лента” не получала от этого производителя уведомлений. Компания Procter&Gamble не предоставила комментарий.
Как рассказал топ-менеджер международной компании, конкурента P&G по некоторым направлениям, она также была вынуждена поднять отпускные цены на продукцию в связи с девальвацией рубля. “Хотя подгузники кажутся товаром довольно простым с технологической точки зрения, в их себестоимости импортная составляющая достигает 70% – это, к примеру, впитывающий суперабсорбент, таких материалов в России не производят, а также клеевые решения и даже упаковка”, – утверждает собеседник.
В конце января 2015 г. финансовый директор P&G Джон Меллер, выступая на встрече в аналитиками, заявил, что девальвация ряда национальных валют привела к рекордному в истории компании падению прибыли в последнем квартале 2014 г. Компания зафиксировала падение долларовой выручки на уровне 31% во второй половине 2014 г. и ожидает падения прибыли после вычета налогов на $1,4 млрд. (12%) по итогам налогового года, заканчивающегося в июне. Из этой суммы $1 млрд. формируют показатели компании в России, Украине, Венесуэле, Японии, Швейцарии и Аргентине. “Мы начали работать над преодолением эффекта такого снижения прибыли, делая все, что в наших силах, работая с ценообразованием и оптимизацией издержек бизнеса”, – сказал Меллер. Основной производственной площадкой P&G в России является завод в Новомосковске Тульской области: по данным компании, на него приходится около 50% ее продукции, продающейся на российском рынке, – Tide, Comet, Ariel, Lenor, Mr Proper, Pampers и др. При этом четверть товаров, выпущенных в Новомосковске, уходит на экспорт в страны СНГ. Здесь же находится крупнейший дистрибуторский центр P&G в Восточной Европе – отсюда продукция уходит на зарубежные рынки, например в Польшу и Турцию. На заводе компании в Нижегородской области производятся средства для ухода за волосами – шампуни и краски Londacolor, Wellaton, Safira, Shamtu. В Санкт-Петербурге выпускаются одноразовые бритвы, бритвенные системы и сменные картриджи для бритья Gillette.
Procter & Gamble вышла на российский рынок в 1991 г., когда было зарегистрировано совместное предприятие с Санкт-Петербургским государственным университетом (в то время ЛГУ им. Жданова). Первым продуктом, выведенным на местный рынок, стал шампунь Vidal Sassoon Wash&Go, вслед за которым последовали Head & Shoulders, Camay, Old Spice, Oil of Ulay. В 1992 г. было налажено контрактное производство на заводе “Новомосковскбытхим”, а в 1999 г. P&G выкупила контрольный пакет предприятия в Тульской области. Сейчас в российском портфеле компании около 70 торговых марок. По данным отраслевого издания AdIndex, P&G является одним из крупнейших рекламодателей на российском рынке: по итогам 2013 г. компания потратила на рекламу своих товаров 8,079 млрд. руб.
Один из крупнейших российских ретейлеров сообщил, что получил также уведомления от компании Kimberly Clark о повышении стоимости ее продукции с 1 февраля от 10% до 20%. Повышение цен подтвердил источник в компании-производителе. От официальных комментариев представители компании отказались. Основные товары Kimberly Clark – детские подгузники под брэндом Huggies и средства женской гигиены Cotex. Представитель X5 сообщил, что Kimberly Clark, компания SCA (брэнды Libresse, Zewa, Libero), а так же дистрибутор “Градиент”, поставляющие марку Merries, повысили цены на 15-20%. Директор по коммуникациям SCA в России и странах СНГ Марина Луканина объяснила, что большая часть сырьевых материалов, используемых в производстве, либо импортируется, либо подвержена валютным колебаниям. SCA необходимо повысить цены, но они растут не так резко, как девальвируется рубль, говорит Луканина. “Повышение эффективности производства, сокращение издержек и оптимизация в логистике позволяют удержать повышение цен на более приемлемом для российского потребителя уровне”, – утверждает она.
ФАС вряд ли заинтересуется повышением цен зарубежными компаниями. “В российском законодательстве за редким исключением сейчас отсутствуют нормы, регулирующие этот вопрос, – говорит партнер компании “Деловой фарватер” Роман Терехин. – В крайних случаях, если повышение цен на рынке в стране слишком высокое и это может навредить потребителям, то государство с целью контроля за ценами может временно ограничить повышение цен на товары какими-либо пределами, например, показателями официальной инфляции”. Но на данный момент власти не ввели такие ограничения, поэтому любой производитель и продавец может повышать цены на свою продукцию и услуги по собственному усмотрению, заключает эксперт.
Unilever (торговые марки Rexona, Lipton, Dove, Domestos, Calve и др., штаб-квартира корпорации в Нидерландах) в конце января сообщила, что ее продажи по итогам 2014 г. оказались хуже ожиданий – сократились на 2,7% до $56,1 млрд. Одной из причин стало замедление роста на развивающихся рынках, в том числе в России, на которые приходится более 50% реализации Unilever. Представитель “Ленты” Яна Могилева и сотрудник “Дикси” отметили, что эти сети получили официальные уведомления об увеличении закупочной цены Unilever, размер повышения они не называют. (РБК/Химия Украины и мира)