Вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев разъяснил причины введения конвенционного запрета на ввоз бензина и дизтоплива из России. Выступая на круглом столе, организованном ассоциацией “KazEnergy” он напомнил, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) находятся на этапе модернизации, завершение которого запланировано на 2016 г. Вице-министр подчеркнул, что до этого на внутреннем рынке будет ощущаться нехватка высокооктанового бензина и дизельного топлива, которые восполняются за счет импорта, в первую очередь из РФ.
Взаимоотношения по импорту недостающих объемов топлива из РФ регламентируются индикативным балансом, который ежегодно согласовывается между двумя сторонами и подписывается в начале года. В текущем году, согласно положениям индикативного баланса, для восполнения недостающих объемов топлива для внутреннего рынка РК, импорт из России бензина составит 1100 тыс. т, дизельного топлива – 520 тыс. т, авиакеросина – 266 тыс. т. Поставка указанных объемов в РК из РФ запланирована по месяцам, согласно утвержденному графику с учетом календарных, региональных и других данных по прогнозному топлива в стране в течение года.
Все поставки топлива в РК вне зависимости от формы собственности компании-импортера и импортируемых объемов регистрируются и учитываются индикативным балансом между двумя странами. В рамках индикативного баланса поставки топлива из РФ в РК осуществляется беспошлинно. В то время как на объемы, превышающие оговоренные индикативным балансом, РФ может наложить пошлину.
В январе 2015 г., согласно индикативному балансу, из России в Казахстан планировалось поставить порядка 90 тыс. т бензина, по факту были импортированы 180 тыс. В феврале ситуация повторилась: если планировалось завести 80 тыс. т бензина, то завезли 140 тыс. “На сегодня запасы бензина и дизельного топлива в стране достаточны. Так, запасы одного из основных марок бензина Аи-92 составляют 460 тыс. т. При этом, по нашим расчетам, для того, чтобы мы имели условный комфорт или защищенность, необходимо порядка 200 тыс. т. То есть наши запасы превышают норму практически в 2,5 раза. По дизельному топливу запасы еще больше и составляют 550 тыс. т. Итого – за январь-февраль 2015 г. в РК были завезены сверх плана 150 тыс. т бензина при годовом плане индикативного баланса 1100 тыс. т”, – проинформировал вице-министр.
Введение временного запрета на ввоз топлива из РФ направлено, в первую очередь, на выравнивание графиков поставки импортного ГСМ на внутренний рынок страны для предотвращения дефицита по отдельным видам нефтепродуктов, особенно в месяцы пикового потребления.
“Мы провели переговоры с представителями Министерства энергетики РФ. Эти переговоры состоялись в середине февраля. Россия с пониманием отнеслась к данному вопросу. Вопрос согласован, что было зафиксировано соответствующим протоколом. В результате для обеспечения планового, бесперебойного и бездефицитного внутреннего рынка РК нефтепродуктами с 5 марта 2015 г. сроком на 45 дней введен временный запрет на ввоз в РК отдельных видов ГСМ из РФ”, – рассказал он.
Вице-министр заверил автолюбителей, что введение временного запрета на ввоз отдельных нефтепродуктов из РФ не отразится на ценах на регулируемый бензин (Аи-92, Аи-80) и дизельное топливо. (forbes.kz/Химия Украины и мира)