Московский НПЗ получил разрешительные документы по предельно допустимому воздействию на окружающую среду, за что компания боролась с 2011 г. Как поясняют представители НПЗ, прежнее разрешение утратило силу после изменения в законодательстве. В новой версии регулирующих документов не были определены величины предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ групп углеводородов (C1-C5, C6-C10), поэтому всем предприятиям нефтепереработки не удавалось получить разрешения ранее.
Теперь эти неприятности позади. Официально оформленная процедура избавит компанию от штрафов, подобных тем, что компания получила от Росприроднадзора в декабре 2014 г. В конце 2014 г., помимо МНПЗ, проверялись ОАО “Москокс”, ОАО “Мосводоканал”, ОАО “Мосэнерго” и другие. Тогда завод в Капотне оштрафовали на 250 тыс. руб. за формальное отсутствие разрешения, а не за технологические недостатки, как транслировали некоторые СМИ. Руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин заверил, что на МНПЗ не было зафиксировано никаких происшествий. “В принципе все заводы сейчас, особенно после модернизации, не превышают нормы ПДВ, в том числе мы изучали ситуацию на МНПЗ и Омском НПЗ, у экспертов нареканий не было, а трудности получения разрешения на выбросы, скорее, связаны с правовыми коллизиями, коснуться могут многих”, – считает заместитель генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков Александр Шахназаров.
По словам генерального директора Московского НПЗ Аркадия Егизарьяна, “программа модернизации предприятия предусматривает планомерное снижение нагрузки на окружающую среду. В 2015 г. объем воздействия МНПЗ на атмосферу Москвы существенно уменьшится по сравнению с 2014 г., хорошая динамика сохранится и на протяжении следующих лет”.
“Проблема в том, что сейчас многие работают без разрешений на выбросы из-за неурядиц в законе или технических несоответствий, – говорит активист движения “Мос Эко” Анна Нафиева. – Невозможно отследить, кто именно допустил выбросы, поэтому нельзя и понять, кто реально нарушает технологию, а кто формально не может получить разрешение”. Развивая эту мысль, заведующий кафедры Общей и неорганической химии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Алексей Дедов уверен, что разрешение Минприроды – документ значимый, но он скорее носит формальный характер: “Реально службу экологического мониторинга никто не отменял, они знают все технические параметры оборудования и сырья, поскольку ранее согласовывали уровень ПДВ. Если бы он нарушался, то и другие службы давно наказали бы за это, несмотря даже на наличие таких разрешений, – говорит Алексей Дедов. – Но в целом у нас крупные НПЗ в том числе для того и проводили модернизацию, чтобы резко снизить нагрузку на окружающую среду и сэкономить на экологических сборах”.
ОАО “Газпромнефть-МНПЗ” обеспечивает свыше 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах, мощность переработки завода составляет 12,15 млн. т/год. В настоящее время на Московском НПЗ реализуется программа модернизации мощностей, рассчитанная до 2020 г. На ее реализацию планируется направить более 130 млрд. руб. (Rcc/Химия Украины и мира)