В ходе официального визита казахстанской делегации в Китай, завершившегося подписанием премьер-министром РК Каримом Масимовым договоров с КНР на $23 млрд., обсуждался и вопрос строительства четвертого казахстанского НПЗ, речь о необходимости которого идет последние месяцы
Китайская компания CITIC, пустившая в Мангистауской области первый в Казахстане битумный завод, готова построить там же нефтеперерабатывающий, причем взяв все расходы на себя. Это косвенно подтверждается и в официальном пресс-релизе визита, в котором говорится, что подписанные соглашения включают развитие сотрудничества в различных сферах, в том числе перегонке нефти.
Несмотря на явный дефицит ГСМ собственного производства, правительство РК в 2014 г. решило не строить нефтеперерабатывающий завод, а ограничиться расширением Шымкентского, ссылаясь на то, что новый НПЗ требует больших инвестиций. Однако китайский проект обходится дешевле, причем его готов финансировать китайский Эксимбанк. Предполагается, что НПЗ будет мощностью 6 млн. т/год, стоимость проекта – $5-6 млрд., срок реализации – 5 лет.
“В настоящее время из 6 млн. т годового потребления нефтепродуктов в Казахстане 30% (1,8 млн. т) завозится в страну. Данная проблема вызвана исторически сложившейся с советских времен привязкой казахстанских НПЗ к поставкам с западносибирских месторождений Российской Федерации. В текущих рыночных условиях это приводит к недогрузке казахстанских НПЗ сырьем. И если в начале 90-х годов отечественные НПЗ перерабатывали около 17 млн. т нефти (80% которой были российскими), то в последние годы этот объем сократился почти в 3 раза”, – говорит заместитель акима Мангистауской области Рахимбек Амиржанов и ссылается на поручение президента страны, сделанное в феврале 2014 г. в Послании народу Казахстана (тогда Нурсултан Назарбаев сказал: “Страна нуждается в больших объемах бензина, дизельного топлива, не хватает авиакеросина – это нонсенс, мы нефтедобывающая страна, надо немедленно строить новые нефтеперерабатывающие заводы”).
В мировой практике оптимальным является размещение НПЗ либо вблизи рынков сбыта (в случае Казахстана это Южный, Северный и Центральный Казахстан), либо вблизи месторождений нефти (на западе страны). “Согласно совместным маркетинговым анализам, проведенным акиматом Мангистауской области и китайскими нефтяными компаниями, наиболее оптимальным в этом случае является размещение четвертого НПЗ в Мангистауской области. Это связано как с наличием сырья – нефтедобыча в области за 2014 г. составила 18 млн. т, так и наличием логистических возможностей порта Актау с возможностью переваливать до 12 млн. т нефтепродуктов в год”, – сказал заместитель акима.
У Министерства энергетики есть другой фаворит в сфере нефтепереработки. В марте вице-министр энергетики страны Магзум Мирзагалиев объявил о подготовке технико-экономического обоснование (ТЭО) строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане стоимостью $10 млрд. “Рабочая группа этим занимается, то есть мы придем, я полагаю, в течение нескольких последующих месяцев к решению того, что, видимо, будет необходимо заказывать ТЭО, потом все будет понятно по результатам ТЭО”, – сказал Мирзагалиев. По его словам, строить НПЗ “мощностью менее 10 млн. т переработки нефти нерентабельно и нецелесообразно”.
В последние годы советской власти председатель Совета министров Казахской ССР Нурсултан Назарбаев вел длительную переписку с председателем Совмина СССР Николаем Рыжковым о выделении средств на строительство Мангистауского НПЗ: проект имел хорошую ресурсную базу. Решение об этом было принято, выделен первый транш, на который в 1989 г. было начато строительство железной дороги Актау – Баутино. Но потом финансирование по прекратилось. Тогда предполагалось, что этот НПЗ будет покрывать и потребности Узбекистана. (forbes.kz/Химия Украины и мира)