Нефтегазовая отрасль находится под пристальным вниманием аналитиков и экспертов. Однако внимание в основном сконцентрировано на нефтяных котировках, а между тем, сегодня происходит тихая революция, которая может перекроить карту нефтегазовой отрасли. И происходит она в Казахстане. 13 марта компания Compact GTL объявила о подписании соглашения с “Казахойл Актобе” (СП, созданное компаниями “ЛУКойл”, Synopec и “Казмунайгаз”) о строительстве завода по производству дизтоплива из попутного газа. Завод планируется построить к 2017 г. В случае успешной реализации проекта мы увидим бум строительства небольших заводов нового типа и, соответственно, деиндустриализацию газопереработки.
Что такое GTL
GTL является аббревиатурой от “gas to liquids” (“газ в жидкость”) и обозначает процессы ожижения газа. GTL -подвид группы технологий, обычно называемой xTL (x to liquids, то есть “икс” в жидкость, где в качестве “x” может выступать уголь, биомасса и т. д.). Из газа можно производить бензин, дизельное и авиационное топливо. GTL – традиционная технология, по которой работают несколько крупных заводов по всему миру: Shell Pearl (Катар), Sasol (ЮАР) и т. д. Для данного типа технологий характерны высокие капитальные затраты и большое потребление газа, так как процессы Фишера-Тропша до недавнего времени были нерентабельны на малых мощностях.
Ближайшие соседи Казахстана также намерены пойти по пути Катара и ЮАР. В 2014 г. Узбекистан и Туркменистан объявили о начале строительства крупных GTL-заводов, несмотря на стоимость, оцениваемую в миллиарды долларов. Высокая стоимость строительства останавливает широкое распространение GTL-технологий в газодобывающих странах. Идея уменьшения мощности заводов и снижение капитальных затрат витала последние 10 лет и привела к появлению нескольких стартапов на рынке мини-GTL.
Основные лицензиары
На конец 2014 г. в мире существовало несколько основных компаний, добившихся прогресса в области технологий мини-GTL: Compact GTL (Великобритания), Velocys (Oxford Catalyst) (США – Великобритания), Novargi (Испания), Syntroleum (США), Rentech (США). В основе технологий у всех компаний лежит процесс Фишера-Тропша, однако Velocys, Compact GTL и Novargi используют микроканальные реакторы, в то время как процессы Syntroleum и Rentech – традиционные реакторы с неподвижным слоем.
Compact GTL (Оксфорд) занимающется разработкой и продвижением мини-GTL-установок. Как и у Velocys, в тех-нологиях Compact GTL также используются микроканальные реакторы Фишера-Тропша, однако они больше по габаритам и конструктивно отличаются. По утверждению Compact GTL, ее конструкция менее склонна к образованию парафинов. В сентябре 2014 г. Compact GTL объявила о получении инвестиций в $50 млн., которые, очевидно, пойдут на финансирование операционной деятельности компании и R&D и не связаны со строительством завода в Казахстане.
Velocys – американская компания, занимавшаяся разработкой микроканальных реакторов, поглотившая Oxford Catalyst – британскую компанию, занимавшуюся разработкой катализаторов реакции Фишера-Тропша. Акциями компании Velocys владеет Роман Абрамович, чем, вероятно, объясняется интерес Velocys к российскому рынку. У компании есть осуществленный проект в России, где конечным заказчиком выступает “Роснефть”, а компанией-партнером – “Газохим Техно” (резидент Сколково). Другой проект компании Velocys – завод Calumet в США мощностью 1400 барр./день. Исходное сырье – 10600 куб. м/час природного газа, операционные затраты (без учета сырья) – $15 на 1 баррель продукта, продукты: 75% – дизельная фракция, 25% – нафта. Проект считается рентабельным при стоимости природного газа до $150/1000 куб. м/час.
Syntroleum – американская компания, изначально сфокусированная на создании компактной технологии GTL. В начале 2000-х компания обладала пилотной установкой на 2 барр./день и демонстрационным заводом на 70 барр./день. Технология Syntroleum была продана компании Synopec и перенесена в Китай в 2009 г. Из годовых отчетов компании Syntroleum следует, что стоимость проданного в Китай оборудования составила около $20 млн. На сегодняшний день в Китае построено около 20 мини-заводов по данной технологии.
Rentech – американская компания, ветеран мини-GTL. Изначально была сфокусирована на развитии технологий по получению синтетических видов топлива. Первый промышленный завод Rentech был построен в 1992 г.
Novargi – испанская компания, специализируется на котельном оборудовании, теплообменниках, энергетических системах и экологических технологиях, находящих применение в нефтегазовой и энергетической отраслях. Модифицированный синтез Фишера-Тропша Novargi производится на компактных и модульных реакторах сингаза и Фишера-Тропша, что обеспечивает экономическую эффективность установок переработки газа в жидкое топливо начиная с 100 барр./сутки (приблизительно 5 млн. куб. м/год природного газа) до 1500 барр./сутки (75 млн. куб. м/год).
Velocys и Compact GTL судились в Британском высшем суде в течение 4 лет. Обе компании обвиняли друг друга в нарушении патентных прав. 22 сентября 2014 г. высший суд вынес решение в пользу Velocys. Compact GTL утверждает, что это решение не повлечет изменений в деятельности и планах Compact GTL в Казахстане.
Перспективы мини-GTL в Казахстане
На конференции IGTC в феврале 2015 г. в Дубае представитель Compact GTL Йен Бакстер объявил, что мощность завода составит 2500 барр./день (около 115 тыс. т/год дизтоплива на $275 млн.). В данном балансе, вероятно, не учтена побочная продукция: жирные газы, парафины, вода и т. д. Таким образом, удельная стоимость установленной мощности на баррель продукта составит $110 тыс., что находится в ценовом диапазоне аналогичного проекта Velocys в США. Компания Compact GTL рассматривала несколько источников газа в Казахстане, но получить доступный газ оказалось не так просто. За ресурсы приходится конкурировать с планами по газификации регионов, а также с такими проектами, как завод по производству сжиженного природного газа. Высочайшие требования к качеству газа (низкое содержание серы) также осложняют поиск подходящего месторождения. Как следствие высоких требований к качеству сырья, синтетическое дизельное топливо обладает высоким качеством, которое все же предстоит доводить до требований техрегламентов ЕАЭС. Подписание соглашения с “Казахойл Актобе” – важный шаг коммерциализации технологии мини-GTL. Успех проекта даст старт подобным проектам по всему миру. Стадия опытно-промышленных испытаний прошла, эксплуатация мини-GTL покажет, насколько заявленные характеристики соответствуют действительности.
Альтернативное сырье
Кроме попутных газов, как в случае с “Казахойлом”, в Казахстане имеются ресурсы, которые могут быть перера-ботаны в продукцию по технологии GTL – метан угольных пластов и уголь. Метан угольных пластов – основной компонент природного газа, содержание которого в составе газа в пластах угля достигает 98%. Может добываться как целевой ресурс либо как попутный продукт, получаемый в процессе дегазации шахт при добыче угля. Наиболее перспективным месторождением для добычи метана является Карагандинский угольный бассейн: высокое удельное содержание газа в угле, высокая проницаемость угольных пластов, развитая инфраструктура. Технологии Compact GTL также можно адаптировать для работы на угле, что открывает новые горизонты перед компанией в регионе.
Что дальше?
Производство 115 тыс. т высококачественного дизельного топлива в год окажет влияние на нефтеперера-батывающие предприятия Казахстана. Дизельное топливо столь высокого качества может найти неожиданные рынки сбыта. Строительство высокотехнологичного предприятия, не имеющего аналогов в мире, подстегнет нефтегазовую отрасль к внедрению инноваций и более активной переработке попутного нефтяного газа. В любом случае это не последний проект в области мини-GTL, о котором объявят в 2015 г.
Первая компания, осуществившая удачный проект, захватит львиную часть рынка. (Эрнар Макишев, директор департамента Казахского института нефти и газа. (forbes.kz/Химия Украины и мира)