Ежегодно в России появляются новые производители и новые линии по выпуску сэндвич-панелей с различными наполнителями, увеличивая предложение на переполненном рынке. В условиях ограниченного спроса и избытка предложения не все компании ведут себя честно, рассказали участники круглого стола, организованного Российским союзом поставщиков металлопродукции. В мероприятии приняло участие более 60 представителей производителей сэндвич-панелей. На круглом столе обсудили рыночную ситуацию, проанализировали основные проблемы, мешающие более активному развитию, и рассказали о текущих результатах работы компаний.
2014 г. участники рынка оценили как период стагнации, поскольку, по предварительным данным, практически все они остались на том же уровне реализации продукции, что и в 2013 г. Лишь компания «Металл профиль» отметила рост продаж трехслойных сэндвич-панелей с наполнителем из минеральной ваты на 14% (при расчете в квадратных метрах).
Анализируя изменения в структуре продаж в зависимости от размера объектов, на которые поставляются сэндвич-панели, компании отметили различные тенденции. Например, генеральный директор «Тепланта» Ю. Вертопрахов рассказал, что в 2014 г. наблюдалась тенденция увеличения объема поставок продукции компании для строительства мелких зданий и сооружений: в частности, поставки на объекты площадью до 2 тыс. кв. м выросли в общем объеме продаж на 7%, до 3 тыс. кв. м – на 2%, а реализация на крупные объекты (свыше 10 тыс. кв. м) снизилась. Проанализировав сегменты рынка по отраслевой принадлежности, руководитель «Тепланта» отметил, что в 2014 г. компания в несколько раз увеличила поставки на промышленные объекты (до 39% от общего объема продаж), практически без изменений сохранила продажи для строительства логистических центров и снизила реализацию в агропромышленные комплексы, поскольку в этом сегменте все бoльшую популярность приобретают панели с наполнителем PIR и PUR, которые компания пока не производит. А. Некрашевич, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций «Металл профиля», заявил, что по мелким объектам в 2014 г. в компании отмечен спад продаж, а по зданиям площадью свыше 10 тыс. кв. м – рост до 31,2% в общем объеме реализации. В основном увеличились поставки для строительства складских помещений (до 30,2%). Е. Белова, коммерческий директор «Тримо-ВСК», добавила, что в 2014 г. поставки компании перешли со средних объектов (площадью 5-10 тыс. кв. м) на более мелкие, а по крупным удалось удержаться на уровне предыдущего года. В результате поставки на мелкие объекты позволили заработать, а на крупные – загрузить мощности. По отраслевой структуре «Тримо-ВСК» с 12% до 34% нарастила продажи своих сэндвич-панелей на торгово-развлекательные комплексы.
Относительно динамики цен собравшиеся единодушно высказали негативные оценки, поскольку практически на протяжении всего 2014 г. цены демонстрировали отрицательные тренды. При этом ситуация усугубляется ценовыми войнами и откровенным демпингом со стороны отдельных участников рынка, которые стремятся занять место на рынке при помощи снижения стоимости продукции. Сегодня цена входного билета на этот рынок, по словам собравшихся, упала до такой степени, что сюда может прийти почти любой новый игрок, произвести что угодно и продать под видом сэндвич-панели. “Мы видим, что рынок сэндвич-панелей переполнен, но ни один из клиентов не осознает до конца, что этот продукт конкретно представляет из себя. В настоящий момент нам очень сложно выйти напрямую на инвестора и на конечного заказчика, а генподрядчику зачастую все равно, что использовать в строительстве, он просто хочет сэкономить. Иногда даже зная, что качество той или иной продукции хуже, генподрядчик не обращает на это внимания”, – посетовала Е. Белова. Ю. Вертопрахов добавил, что в последние годы появилось очень много примеров недобросовестной конкуренции: “Мы видели, как подделывали наши панели, поставляя их на ответственные объекты. По этому случаю даже было возбуждено уголовное дело”.
Как же при условии ценовых войн и недобросовестной конкуренции оградить заказчика от продукта низкого качества? Добросовестные производители озвучили два способа. Во-первых, регулярные встречи и общение в рамках недавно созданной Ассоциации производителей сэндвич-панелей в Российском союзе поставщиков металлопродукции позволят обсудить проблемы и выработать совместные решения, сделать этот рынок более прозрачным. Второй способ чисто технический – применение ГОСТа по сэндвич-панелям, который был недавно разработан по инициативе компании «Металл профиль». Среди преимуществ ГОСТа были отмечены единые и общепризнанные критерии оценки качества продукции, единые и общепризнанные требования к нормам и методикам измерения параметров качества сырья и продукции, а также понятная заказчику система ранжирования производителей. Этот шаг полностью поддержали все участники круглого стола, однако они высказали некоторые пожелания к документу. Его широкое использование позволит защитить конечных потребителей от контрафактной продукции и продукции низкого качества, а также поможет добросовестным производителям и их инвестициям в новые мощности. Например, в сентябре 2014 г. «Теплант» пустил завод по производству сэндвич-панелей в Ивановской области (Тейково) мощностью 2 млн. кв. м сэндвич-панелей в год. На предприятии предусмотрена возможность выпуска панелей с PIR/PUR-наполнителем. Увеличил мощности по производству сэндвич-панелей с наполнителем из минеральной ваты и пенополиуретана и «Металл профиль», поставив в Новосибирскую область гибридную линию, а в Балакирево (Владимирская обл.) – линию по выпуску PIR/PUR-панелей.
Таким образом, надо создавать правильную культуру производства материалов и их применения в строительстве, в том числе через Ассоциацию производителей сэндвич-панелей, отметили собравшиеся. С этой целью необходимо сделать объединение значимым на рынке органом, чтобы инвесторы и генподрядчики с уважением относились к решениям, под которыми подписалось большинство лидеров рынка сэндвич-панелей. (metal-expo.ru/Химия Украины и мира)