Эстонский департамент охраны окружающей среды одобрил отчет компании Jukonoil о влиянии деятельности нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на экологию Силламяэ. Окончательное решение о постройке производственных объектов принимают местные власти, при этом для опасных производств экологическая оценка согласовывается с департаментом охраны окружающей среды.
Jukonoil, владельцами которой являются россиянин Алексей Скиданов и эстонец Юрий Чалей, намерена привлечь в проект EUR880 млн., это крупнейшая инвестиция в экономику Эстонии со времен обретения страной независимости. По замыслу инвесторов, НПЗ должен перерабатывать 2,5 млн. т сырой нефти в год и производить бензин, дизель, а также авиационное топливо. Продукция будет поставляться в Эстонию, Россию, государства ЕС и США. Сырье предполагается завозить танкерами и железнодорожным транспортом из России, а также из стран Ближнего Востока.
Следующим обязательным этапом для Jukonoil станет подготовка технического проекта, в документе должен быть учтен ряд замечаний, высказанных департаментом охраны окружающей среды. В частности, Jukonoil необходимо оснастить НПЗ системой улавливания топливных паров, участвовать в комплексном мониторинге экологической ситуации в районе порта, а также согласовать с департаментом чрезвычайных ситуаций план действий на случай возникновения аварий.
Осенью 2014 г. отчет о воздействии на окружающую среду НПЗ представила другая компания с российским капиталом – STK Group. Однако “война бензиновых проектов”, о которых писали эстонские СМИ, вероятно, закончилась. Совладелец порта Силламяэ Тийт Вяхи официально объявил депутатам городского собрания, что у STK Group нет средств на реализацию проекта: “Мы получили от них письменную информацию, что у них плохое экономическое положение и сейчас нет возможности получить финансирование”. Вяхи надеется, что постройка НПЗ компанией Jukonoil поддержит высокий уровень инвестиций в портовую инфраструктуру, который наблюдался в течение последних 10 лет. Со времени пуска порта в 2005 г. в него вложены EUR450 млн., но в 2015 г. ожидаются всего 0,5-1 млн., отметил Вяхи. Помимо снижения инвестиций в порту резко падает грузооборот. Его постройка была во многом рассчитана на российских перевозчиков, которые теперь переориентируются на местные порты из-за ухудшившихся политических отношений с Эстонией.
“Падение грузооборота Эстонских железных дорог, железнодорожного перевозчика EVR Cargo, а также портов Таллина и Силламяэ связано с тем, что российские компании перенаправили часть транзитных, импортных и экспортных грузов в свои порты на Балтике. За 4 последних месяца оборот транзитных грузов по эстонским железным дорогам и в портах упал на 25-30%. Прогнозирую, что в этом году эстонский транзит снизится в целом примерно на 25%”, – прокомментировал ситуацию коммерческий директор порта Силламяэ Андрей Биров. (Rcc/Химия Украины и мира)