Дмитрий Фирташ избавился от российских конкурентов на украинском рынке азотных удобрений. Но из-за противостояния с Кабмином рискует остаться без своих химзаводов, которые могут перейти российским собственникам.
Поставлена точка в разбирательстве между азотными предприятиями Дмитрия Фирташа, входящими в его компанию Ostchem, и российским ОАО “МХК “ЕвроХим”. 20 мая компания Фирташа Group DF сообщила о вердикте судейской коллегии Верховного суда Украины (ВСУ), датированном 21 апреля. В решении судей говорится о том, что МХК “ЕвроХим” в удовлетворении заявления отказано. “Пошлины на российскую аммиачную селитру, которые были установлены в июне 2014 г., сохранены. Все украинские суды отказали “ЕвроХиму”, который пытался отменить ввозные пошлины на аммиачную селитру”, – прокомментировали решение в Group DF. В “ЕвроХиме” недовольны данным вердиктом. “Решение суда нас не устраивает. Мы не считаем его справедливым”, – сказал руководитель департамента внешних связей “ЕвроХима” Владимир Торин. Он уточнил, что поставки продукции в Украину компания прекратила еще в июле 2014 г.
Аграрии будут платить больше
Для рынка это означает, что россияне больше не смогут демпинговать в Украине. Их продукция будет облагаться пошлиной в 36,03% до 2019 г. Поставок селитры от “ЕвроХима” практически не будет, хотя ранее они доминировали в общей структуре импорта: в страну ежегодно заходило в среднем примерно 300-400 тыс. т российского удобрения в межсезонье на общую сумму около $100-150 млн., из этого объема 250 тыс. т, как правило, завозил “ЕвроХим”. Его удобрения обходились аграриям дешевле, чем украинские. Поэтому российская селитра не позволяла отечественным производителям значительно поднимать цены на это удобрение в сезон, а ее доля благодаря конкурентоспособной цене достигла 30% от общего потребления на рынке Украины. Теперь же “ЕвроХим” не сможет влиять на ценовую политику химзаводов Ostchem. А у отечественных аграриев не будет более дешевой альтернативной селитры из России.
Лучшего решения для Ostchem в плане защиты собственного рынка от конкурентов не придумаешь. Поэтому в Group DF рады исходу разбирательств в украинских судах. “Для химической отрасли такое решение очень важно, поскольку способствует росту химической индустрии страны, окажет позитивное влияние на создание новых рабочих мест и на наполнение местных бюджетов. В итоге это положительно отразится на валовом внутреннем продукте, потому что азотная химия – одна из ключевых отраслей украинской экономики”, – комментирует решение суда Игорь Гольченко, директор по комплаенс Group DF. Он полагает, что опытом химиков в защите внутреннего рынка могут воспользоваться и отечественные металлурги.
Откуда взялся спор
Антидемпинговые пошлины на российскую селитру впервые были установлены в июле 2008 г. Правда, тогда они были ниже. В целом для всех российских компаний они не превышали 12% при поставках в Украину на протяжении 2008-2014 гг. Но “ЕвроХим” успешно оспорил данное решение в тех же украинских судах. В мае 2010 г. Высший админсуд Украины признал пошлину против компании в 11% недействительной. В итоге с 2010 г. селитра, ввозимая “ЕвроХимом” в Украину, пошлиной не облагалась. Она составляла 0% в соответствии с решениями украинской Фемиды. Решение было исключительным в отношении “ЕвроХима”. В июле 2014 г. срок действия пошлин на российскую продукцию истек. А в мае 2013 г. Минэкономразвития и торговли начало повторное антидемпинговое расследование с подачи предприятий Ostchem – “Ривнеазота”, черкасского “Азота”, горловского “Стирола” и ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот”. Пересмотр был затеян для того, чтобы обложить пошлиной и продукцию “ЕвроХима” наряду с другими российскими компаниями. И на этот раз торговое министерство увеличило пошлину “ЕвроХиму” более чем в 3 раза до 36,03%. Пошлина заработала с 8 июля 2014 г. Ее размер, а также скачки курса доллара привели к остановке поставок селитры со стороны “ЕвроХима” в Украину летом 2014 г.
Газовые аргументы
С начала судебных разбирательств в 2014-2015 гг. “ЕвроХим” не оставлял попыток доказать правильность решений украинских судов, принятых в течение 2009-2010 гг., которые отменяли для него пошлину на ввоз селитры в Украину. Об этом свидетельствуют аргументы российского производителя, озвученные на одном из последних судебных заседаний. Представители “ЕвроХима” обращали внимание на то, что антидемпинговые меры относительно российского импорта нитрата аммония являются безосновательными. Потому что факт отсутствия демпинга и отрицательное значение демпинговой маржи, а также нулевую ставку пошлины для “ЕвроХима” установил окружного админсуд Киева еще 6 февраля 2009 г. Мол, этим решением и его подтверждением в органах апелляции и кассации и должно руководствоваться Минэкономразвития в последующих правоотношениях с истцом. Но судьи вняли другим аргументам. Как сообщили в Group DF, украинские адвокаты использовали в судах новые приемы антитрестового законодательства ЕС. Так, в качестве доказательства справедливости установления демпинговых пошлин на российскую продукцию использовалась так называемая “газовая корректировка”. Адвокаты компании Фирташа отталкивались от цен на сырье для производства аммиачной селитры – стоимости природного газа. Российским производителям он обходится дешевле – $160/1000 куб. м. Заводам Ostchem с 2013 г. по 2015 г. сырье доставалось по значительно более высокой цене – $430/1000 куб. м. Этот аспект и принес победу украинской компании в суде. На практике доказать демпинг конкурента очень сложно: для этого надо собрать статистику по ценам поставок конкурента на его собственном рынке, что затруднительно. Куда проще предъявить суду разницу в стоимости заходящего на заводы газа-сырья. У Фирташа имеется собственное производство удобрений в России – россошанские “Минудобрения”. Таким образом, компании не составило труда показать судьям разницу в закупочных ценах на газ в Украине и в России, чтобы обосновать свою позицию.
Надежда на ВТО
Владимир Торин из “ЕвроХима” в комментарии акцентировал внимание на том, что правительство РФ обратилось с заявлением в независимый орган по разрешению споров – Всемирную торговую организацию – для установления правомерности действий украинской стороны. “Мы поддерживаем такую инициативу правительства РФ и надеемся на объективность выводов органа по разрешению споров ВТО”, – говорит Торин. В Group DF готовы к контратаке. “Мы в курсе, что 12 мая 2015 г. Российская Федерация запросила консультаций по вопросу антидемпинговых пошлин в ВТО. Впереди прогнозируется процесс в ВТО. Но мы понимаем, в каком мы процессе, какие решения были приняты, какие решения предстоит разъяснить и отстаивать. Страха и растерянности у нас нет. У нас есть достаточно сильные аргументы, поэтому готовы и дальше отстаивать свою позицию”, – сообщил Игорь Гольченко.
Но возможен сценарий, при котором последствиями успеха Ostchem на украинском рынке воспользуется российский Газпромбанк. Пока юристы Фирташа борются с российскими конкурентами за сбыт, события вокруг самой компании разворачиваются так, что владелец Group DF может утратить контроль над своими химзаводами. Этому способствует атака премьер-министра Арсения Яценюка на предприятия Ostchem, которые, по мнению премьера, задолжали НАК “Нафтогаз Украины” 4,7 млрд. грн. за ранее поставленный газ. (Forbes-Украина/Химия Украины и мира)