Западный пивоваренный бизнес вновь препятствует принятию российской Госдумой закона, запрещающего использовать пластиковую тару (ПЭТФ) для розлива алкогольных напитков. На этот раз масштабы и приемы лоббистской кампании беспрецедентны.
Президент и председатель правления компании Carlsberg Йорген Буль Расмуссен направил на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева официальное письмо, в котором датский пивовар всячески защищает ПЭТФ-тару (полиэтилентерефталат), запугивая ухудшением инвестклимата в России вследствие введения запрета на “пластик”. При этом в ряде других стран Дания поддержала антироссийские санкции.
Carlsberg владеет крупнейшим производителем пива в России – пивоваренной компанией “Балтика”. Вместе с Anheuser-Busch InBev (Бельгия), Heineken (Голландия) и Efes-SABMiller (Великобритания) они образуют “большую четверку”, которая контролирует более 80% российского рынка пива.
Совместными лоббистскими усилиями эта четверка на протяжении многих лет успешно блокирует принятие в России законов, ограничивающих применение пластиковой тары для спиртных напитков. Так, в июне 2014 г., когда очередной “антипластиковый” законопроект прошел первое чтение в Госдуме, ее председателю Сергею Нарышкину, а также вице-премьерам Шувалову, Дворковичу и Хлопонину было направлено совместное письмо послов Дании, Бельгии и Нидерландов, в котором они высказались категорически против принятия этого законопроекта, ссылаясь на ущемление иностранных инвесторов и негативные последствия для российской пивной отрасли. “Послы государств, поддерживающих санкции против России и российского бизнеса, умудряются давить на власти нашей страны и защищать интересы своих компаний на нашей территории, – недоумевает президент Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – Самое удивительное то, что это у них получается. Мы являемся свидетелями беспрецедентного шантажа российских властей западными частными компаниями”.
Одновременно с обращением дипломатов было опубликовано открытое письмо премьеру Дмитрию Медведеву, подписанное теми же пивоваренными компаниями “большой четверки”, а также заинтересованными организациями химической промышленности. В нем говорилось о недопустимости законодательного ограничения применения ПЭТФ-упаковки при производстве пива. В качестве последствий авторы письма указывали на закрытие пивоваренных заводов и сокращение доходов региональных и местных бюджетов. Действительно, за последние 6 лет компании “большой четверки” закрыли в России 11 пивоваренных заводов, расположенных в 10 регионах страны, соответственно сокращены рабочие места, а местные бюджеты потеряли налоги. Однако, во-первых, на фоне вреда, наносимого “пластиком” здоровью населения, о чем говорят специалисты, эти потери выглядят крайне незначительными, во-вторых, эти заводы уже закрыты и решение о пластиковых бутылках на их судьбу повлиять не может.
В результате намеченное на осень 2014 г. второе чтение законопроекта в Госдуме так и не состоялось. И даже сейчас все еще не определена его дата. “Эта международная пивная мафия, а иначе их назвать никак нельзя, лоббирует свои интересы, угрожая уходом с российского рынка. Моя личная точка зрения: никуда они, к сожалению, не уйдут, – поделился помощник председателя правительства РФ Геннадий Онищенко. – В качестве примера можно привести Казахстан, где запрет на пластиковую тару введен давным-давно (в 1999 г.), однако те же самые компании “большой четверки” продолжают там работать. То есть с казахстанскими законами они смирились, а с российскими не хотят”.
Использование пластиковой тары дает пивоваренным компаниям возможность получать сверхприбыль и уклоняться от уплаты налогов за счет того, что объемы производства пива и пивных напитков в ПЭТФ трудно проконтролировать. В пивоваренной промышленности России до сих пор не внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИСС), предназначенная для госконтроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Объемы производства нельзя подсчитать, даже зная количество поставленной тары, как это можно сделать со стеклянной или алюминиевой упаковкой. Дело в том, что из одной и той же капсулы полиэтилентерефталата выдуваются пластиковые бутылки объемом от 0,33 до 2,5 л, а их производство можно организовать прямо на пивоваренном заводе.
Все это создает условия для производства неучтенной продукции. Так, по данным Росалкогольрегулирования, в 2014 г. в России было продано 700 млн. дал (1 дал=10 л) пивных напитков. Это в 20 раз превышает официальную статистику Росстата (34,3 млн. дал). Сумма недоплаченных налогов составляет более 180 млрд. руб./год. “Таким образом генерируются колоссальные объемы наличных денег, которые позволяют пивоваренным компаниям успешно лоббировать свои интересы”, – объясняет Павел Шапкин. В результате, по оценкам экспертов, в пластиковую тару разливается от 50% до 60% всего производимого в России пива. Среди пивных напитков на “пластик” приходится 90% продукции. Для сравнения: в Германии на пиво в пластиковой таре приходится 4% общего объема, в Бельгии – 3%, Англии – 0,1%.
Отказываться от использования пластиковой тары для алкогольных напитков в США, Европе и других странах начали, когда стало понятно, что она вредна для здоровья. Из пластика в алкоголь выделяется дибутилфталат – ядовитое вещество, вызывающее токсический гепатит, поражение иммунной системы и ряд других серьезных заболеваний. “В Европе и в Америке дибутилфталат не допускается к использованию в упаковке пищевых продуктов, парфюмерии и косметики, детских товаров, в легкой промышленности, – отмечает Павел Шапкин. – По этой же причине в Европе и США пластиковая тара не используется для розлива пива”. (Rcc/Химия Украины и мира)