По словам источников в газовой отрасли, должно состояться совещание у зампреда правления “Газпрома” Виталия Маркелова, на котором монополия может определиться с партнером по проекту строительства завода по сжижению газа на Балтике. Наиболее вероятный вариант – англо-голландская Shell, второй претендент – консорциум японских компаний.
Предполагается, что стратегический партнер получит до 49% в проекте и одновременно будет поставщиком технологии крупнотоннажного сжижения газа. В случае одобрения кандидата, меморандум о вхождении в проект может быть подписан уже на Петербургском экономическом форуме на этой неделе. В Shell и “Газпроме” отказались от комментариев.
Соглашение может сдвинуть с мертвой точки реализацию СПГ-проектов “Газпрома” и стать первой крупной инвестицией западных компаний в российский ТЭК после введения санкций. В последние годы “Газпром” обсуждает сразу три СПГ-проекта – на Балтике, “Владивосток СПГ” и на Сахалине (расширение мощностей действующего завода на проекте “Сахалин-2” до 15 млн. т/год). Но прогресса нет, а по “Владивосток СПГ” монополия допускала замену на газопровод в Китай. Санкции только ухудшили ситуацию, поскольку у России нет технологий крупнотоннажного сжижения, а все лицензии на них принадлежат компаниям из США, ЕС и Японии.
Прямых санкций против российской газовой отрасли не введено, но “Газпром” опасался попасть в зависимость от будущих решений США. Поэтому наличие у партнера технологии крупнотоннажного сжижения было одним из важнейших факторов отбора. Shell владеет технологией DMR, которая применяется на единственном действующем в России СПГ-заводе на Сахалине (у “Газпрома” 50%, у Shell 27,5%, остальное у японских Mitsui и Mitsubishi). Среди японских компаний такими лицензиями владеют JGC (вместе с французской Technip является основным подрядчиком СПГ-завода «НОВАТЭКа» “Ямал СПГ”), а также Chiyoda.
“Балтийский СПГ” – проект строительства СПГ-завода в Усть-Луге в Ленинградской области. Мощность завода составит 10 млн. т с возможностью расширения до 15 млн. т, первые отгрузки СПГ запланированы на IV квартал 2020 г. Для поставок газа на сжижение нужно построить 360 км магистрального газопровода мощностью 25 млрд. куб. м от Волхова. Другим проблемным вопросом станет финансирование проекта, так как в ближайшие годы инвестпрограмма “Газпрома” будет под давлением крупных трубопроводных проектов: “Силы Сибири” в Китай, “Турецкого потока” и, возможно, газопровода “Алтай”. В 2014 г. “Газпром” оценивал “Балтийский СПГ” в $10 млрд., оценка после инвестрешения не раскрывалась. Глава порта Усть-Луга Валерий Израйлит назвал сумму “чуть менее 1 трлн. руб.” на весь проект, включая газопровод. Это довольно много, так как по текущему курсу дает примерно $1700 на тонну СПГ, что сопоставимо с удельными затратами на “Ямал СПГ” – проект, которые реализуется в Арктике в гораздо более тяжелых условиях.
Привлекательность СПГ на Балтике для “Газпрома” в том, что этот газ не облагается экспортной пошлиной и монополия может сэкономить 30% выручки, что во многом окупает затраты на строительство, отмечает независимый эксперт Виталий Ермаков (до последнего времени директор по исследованиям в IHS CERA). По его мнению, приход в проект Shell выглядел бы логично, так как компании уже сотрудничают на Сахалине. Два трейдера также рассказали, что сейчас Shell ищет объемы СПГ в Атлантическом регионе, чтобы сбалансировать портфель после покупки британской BG. (Rcc/Химия Украины и мира)