С начала года распоряжением правительства РФ в стране запрещен вывод в оборот моторного топлива экологического класса Евро-3 и ниже. По мнению экспертов рынка ГСМ, это не должно вызвать дефицита бензина и солярки Евро-4 и Евро-5.
“В соответствии с планами нефтяных компаний и их обязательствами в рамках исполнения ранее заключенных четырехсторонних соглашений в 2015 г. ожидается превышение объема производства автобензина экологического класса 4+ над объемом его потребления на внутреннем рынке на 0,8 млн. т (2% от объема потребления) и дизтоплива экологического класса 4+ на 30,2 млн. т (93% объема потребления)”, – сообщили в Минэнерго России. Однако при этом, считают аналитики, способность предприятий к полному удовлетворению потребностей рынка в топливе, соответствующем новым государственным требованиям, не означает решения проблемы его качества непосредственно на АЗС.
Заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич заявил, что технический регламент, установивший требования к качеству топлива и постепенный переход на Евро-5, был принят правительством в 2009 г. “Условия соглашений понятны и прозрачны, – отметил он, – в обмен на инвестиции в модернизацию НПЗ правительство пообещало компаниям установить приемлемый дифференциал на топливо различных классов, тем самым стимулируя увеличение глубины переработки и повышение качества продукции. Так, в 2014 г. инвестиции компаний в соответствии с четырехсторонними соглашениями достигли рекордных 290 млрд. руб. При этом доля отгружаемого на внутренний рынок бензина класса Евро-5 составила 83%, дизельного топлива – 74%. Тем самым нефтепереработка в целом продемонстрировала готовность к выполнению требований техрегламента”.
Однако по инициативе отдельных компаний, преимущественно с государственным участием, вопрос переноса сроков запрета выпуска в оборот топлива класса ниже Евро-5 вновь появился на повестке дня в правительстве. Тем самым были нарушены ранее достигнутые договоренности и создан прецедент, демотивирующий компании, успевшие проинвестировать средства в обновление основных фондов, и ухудшающий экономику нефтеперерабатывающих заводов из-за дисбаланса в акцизной политике.
“При условии выполнения всеми нефтяными компаниями обязательств, принятых в рамках многосторонних соглашений о модернизации НПЗ, в 2016 г. потребности внутреннего рынка моторных топлив будут в полной мере удовлетворены продукцией экологического класса Евро-5, – заявил он. – Дефицита топлива в России нет, наоборот, по тому же дизельному мы видим почти двукратное превышение объемов производства над потреблением внутри страны. Надеюсь, что правительство не решится в очередной раз менять правила игры. Любое продление сроков выпуска в оборот топлива иных классов допустимо лишь при существенной дифференциации ставок акцизов. Понимая это, Минэнерго как вариант предлагает в 2016 г. уменьшить ставку акциза на автомобильный бензин Евро-5 с 7530 до 7000 руб. В противном случае мы ставим в заведомо проигрышное положение добросовестных производителей и создаем условия к появлению на рынке контрафактного топлива. Сейчас этой проблемой по поручению президента России занимается Генеральная прокуратура”.
Гендиректор компании UOP Вячеслав Агафеев сообщил, что модернизация нефтеперерабатывающих предприятий с целью производства экологически чистых топлив – общемировой тренд, стоит отметить прогресс России в этой области. “Многие российские НПЗ либо уже модернизировали производство и могут производить топливо в соответствии со стандартом Евро-5, либо на пути к этому. Переход на топливо более высокого экологического класса способствует защите окружающей среды, кроме того, топливо, отвечающее новым стандартам, позволит использовать в транспортных средствах более современные энергоэффективные двигатели с турбонаддувом”, – отметил он.
Экспертов волнует не только возможность российских НПЗ удовлетворить потребность рынка в качественном топливе, но и то, что конечный потребитель получит на выходе из “дула” пистолета на заправке. Не так давно комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и НП “Независимые отечественные нефтетрейдеры” представили промежуточные результаты совместного исследования качества реализуемого топлива на российских бензоколонках. Результаты неутешительные. Так, по данным на 15 апреля, объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн. т.
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Кулешов заявил о необходимости ужесточения санкций для нарушителей, в том числе вплоть до введения “оборотного” штрафа и приостановления деятельности компаний, продающим автомобилистам «бодягу» неизвестного происхождения. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный подчеркнул, что комитет возьмет вопрос контрафактного топлива под особый контроль. Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо не только ужесточить ответственность, но и обеспечить баланс спроса и предложения, имея ввиду, что объективных предпосылок к возникновению дефицита моторного топлива сейчас нет. (Нефть России/Химия Украины и мира)