Метанол пока не используется в сфере производства высококачественных бензинов в РФ. В том числе из-за условий техрегламента Таможенного союза. Но в ряде других стран, особенно в Китае, в этой сфере наблюдается противоположная тенденция: в нефтепереработке данных стран метанол и продукция на его основе все более востребованы.
Причины таких разноплановых тенденций разъясняют завлабораторией по разработке перспективных и специальных бензинов ОАО “ВНИИ НП”, кандидат технических наук Михаил Ершов и инженер этой лаборатории Дмитрий Потанин: “С одной стороны, использование метилового спирта в топливе влечет ряд проблем: это низкая фазовая стабильность, коррозионная агрессивность, недостаточная теплота сгорания. С другой – метанол является одним из наиболее эффективных оксигенатов. При его добавлении обеспечивается существенный удельный прирост детонационной стойкости (т. е. октановых чисел) бензинов. Высокооктановое топливо применяется для двигателей с большей степенью сжатия, от которой зависят экономичность работы двигателей и уровень удельных выбросов. В настоящее время применение метанола как компонента моторных топлив весьма ограничено, но в перспективе ситуация может измениться. Метиловый спирт является самым дешевым среди октаноповышающих кислородсодержащих компонентов бензинов, при условии его производства из природного газа, угля и/или непищевой биомассы. Причем указанные сырьевые источники, по прогнозам всех ведущих энергетических компаний и институтов, постепенно будут выходить на первый план в сфере производства указанных компонентов. Поэтому во многих странах метанол уже используется, либо проводятся исследовательские работы по его применению. Так, в Европе метиловый спирт, согласно EN 228:2012, разрешен к использованию до 3% об. Современные же провинциальные стандарты в Китае регламентируют содержание метанола в весьма широких пределах – вплоть до 85%. В России растет потребность в октаноповышающих компонентах и добавках. Но использование метанола в бензинах, находящихся в обращении в РФ, запрещено согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011. Хотя в других странах ТС (Беларусь и Казахстан) допускается наличие до 1% об. метанола. В ОАО “ВНИИ НП” разработана октаноповышающая добавка к автомобильному бензину на основе МТБЭ или ТАМЭ и метанола. Использование такой добавки обеспечивает, во-первых, рост октановых чисел в среднем на 10% по сравнению с МТБЭ или ТАМЭ. Во-вторых, снижение стоимости вводимых оксигенатов до 20%. Преимуществом данной добавки является и то, что она дополнительно содержит в составе антикоррозионную присадку, которая придает защитные свойства бензину. Эта разработка в настоящее время может найти применение в странах, допускающих использование метанола в бензинах”. (Rcc/Химия Украины и мира)