На днях в Бухаресте подписана совместная декларация “О поддержке развития проекта AGRI” (Azerbaijan – Georgia – Romanian Interconnector). Документ подписали министры энергетики Азербайджана и Румынии – Натиг Алиев и Андрей Доминик Герей, а также замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили.
Проект AGRI включает транспортировку газа из азербайджанского сектора Каспийского бассейна в грузинский черноморский терминал Кулеви (между портами Поти и Батуми). Здесь планируется пуск LNG-завода, откуда продукция будет поступать в терминал, расположенный в румынском порту Констанца. Годовая мощность терминалов в Кулеви и Констанце по сырью составит не более 8 млрд. куб. м.
Участники проекта AGRI – SOCAR (Азербайджан), Корпорация нефти и газа Грузии, Romgaz (Румыния) и MVM (Венгрия). Они же входят в СП для реализации этого проекта (действует с февраля 2011 г. – SC AGRI LNG ProjectCompany SRL). Его инвестиционная стоимость достигает не менее EUR5 млрд.
Согласно заявлению министра энергетики Румынии Доминика Герея, “мы хотим совместно продвигать AGRI в Европейской комиссии для включения его в список проектов, представляющих интерес для Европейского фонда стратегического инвестирования. Проект AGRI может стать компонентом “Южного газового коридора” (включающего поставки в западный регион экс-СССР и зарубежную Европу из Азербайджана и Туркменистана, в обход территории РФ. Проект данного коридора инициирован Евросоюзом), а также внести важный вклад в обеспечение энергетической безопасности Европы”.
Эти проекты одобряют в США. Министр энергетики Соединенных Штатов Эрнест Мориц заявил в конце апреля, что США “полностью поддерживают планы по обеспечению поставок каспийского газа как альтернативного источника топлива в Европу. Еврокомиссия выдвинула чувствительные возражения в области энергетической безопасности, касающиеся, в том числе, диверсификации поставок энергоносителей в Европу”.
А для транзита нефти Азербайджан снова использует нефтепровод Баку – Кизляр – Тихорецк – Новороссийск и Новороссийский порт (после перерыва в конце 2013 г. – начале 2014 .). Как пояснил эксперт по вопросам нефте- и газоэкспортной политики Азиз Гусейнов (Азербайджан), “стороны в середине февраля 2014 г. подписали новое соглашение, предусматривающее возобновление перекачки нашей нефти через Новороссийск. Основная часть азербайджанской нефти перекачивается через Джейхан, но для Азербайджана по-прежнему важен маршрут Баку – Новороссийск в долгосрочном плане”.
По данным SOCAR, экспорт нефти за январь-июнь 2015 г. составил 11406,893 тыс. т. В том числе в Новороссийский порт были доставлены 678,046 тыс. т, в грузинский порт Супса – 1524,900 тыс. т, турецкий Джейхан – 9203,947 тыс. т. (Rcc/Химия Украины и мира)