Оптовые цены на бензин в конце прошлой недели неожиданно снизились после месячного непрерывного роста. С начала июня по 7 июля АИ-92 на бирже СпбМТСБ подорожал на 15% до 41,9 тыс. руб./т. АИ-95 за это время вырос в цене на 10,5% до 43 тыс. руб./т, достигнув рекордного значения в 2014 г. и вплотную подойдя к прошлогодним октябрьским максимумам. Но за последние три дня второй недели июля бензины подешевели почти на 1,5%, несмотря на то, что белорусское топливо на рынке практически не продавалось.
“ФАС всех напугала”, – говорит один из собеседников на рынке. Регулятор подготовил документы для возбуждения нового дела против “Башнефти” за сокращение переработки, увеличение скупки бензинов на бирже и ограничение отгрузок мелким оптом в начале июня, другие нефтекомпании получили неофициальные предупреждения. Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин сообщил, что к “Башнефти” у ФАС “более серьезные претензии, чем к другим компаниям, и мы будем смотреть на их поведение”. В качестве позитивного изменения он отметил тот факт, что “Башнефть” решила увеличить переработку в июле на 200 тыс. т. По мнению чиновника, основные проблемы рынка связаны не с политикой нефтяников, а с “отдельными злоупотреблениями в мелком опте”. Также в ФАС надеются, что давление на биржевые цены бензина снизится после пуска дополнительной торговой сессии на СпбМТСБ, в рамках которой нефтяные компании смогут закупать топливо друг у друга, не влияя на цены и объемы предложения топлива для независимых участников рынка.
Другие собеседники на рынке полагают, что стабилизация цен связана не столько с активностью ФАС, сколько с тем фактом, что дальнейший рост в опте невозможен без повышения цен на заправках. “А это политически нежелательно”, – говорит источник в одной из нефтекомпаний. Действительно, по данным Thomson Reuters KORTES, оптовые цены на бензин с начала года выросли примерно на 20%, в то время как розничные цены – на 1%, причем половина этого прироста пришлась на июль. До сих пор разница между динамикой оптовых и розничных цен поглощалась сокращением доходов АЗС, однако сейчас маржа заправок опустилась до минимального уровня.
При этом фундаментальные факторы не поддерживают разворот ценовой тенденции на рынке бензинов. Среднесуточное производство с 1 по 8 июля, по данным ЦДУ ТЭК, снизилось на 6,3% по сравнению с предыдущей неделей, до 99,5 тыс. т, запасы сократились на 1,2% до 1,614 млн. т. Поставки топлива из Беларуси, которые, как надеялись участники рынка, станут ограничителем роста цен в России, пока эту роль не выполняют. Ослабление рубля в последние две недели увеличило netback для белорусских производителей и бензин Мозырского НПЗ предлагался на бирже по 44,5 тыс. руб./т – на 2 тыс. руб. выше рынка. Перелом тенденции возможен в конце июля, когда «ЛУКойл» должен ввести на своем заводе в Нижнем Новгороде (НОРСИ) установку каталитического крекинга, которая на первом этапе увеличит выпуск бензина на 2 тыс. т/сутки (около 2% от производства в РФ).
Эта неделя на оптовом рынке будет спокойной, так как закупка товара на июль завершилась, а на август еще не началась, считает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. По его мнению, фундаментально цены на топливо по-прежнему остаются под давлением на рост из-за того, что спрос превышает предложение, а “у белорусов нет экономических причин для продажи своего бензина в Россию по текущим ценам”. Ключевой фактор для рынка в ближайшие две недели – ввод новой установки каткрекинга на НОРСИ и завершение ремонта в Самарской группе НПЗ. Возможно, отмечает эксперт, дополнительные объемы бензина смогут охладить ситуацию. (Kommersant.ru/Химия Украины и мира)