Бывший вице-премьер Кыргызстана Базарбай Мамбетов недавно заявил, что “налаживание импорта нефти и нефтепродуктов из Туркменистана в Киргизию перспективно и взаимовыгодно”. Это мнение высказано в контексте заявления вице-премьера Валерия Диля о том, что в ходе официального визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Бишкек (в начале августа) обе стороны договорились о проведении переговоров по доставке из Туркменистана 400-500 тыс. т нефти.
По данным Б. Мамбетова, “от железнодорожной станции Фарад на туркменско-узбекской границе до Кыргызстана – 990 км, а транспортное плечо по этим поставкам из России – не меньше 2 тыс. км. Сопредельные страны не смогут препятствовать импорту туркменских нефти и нефтепродуктов, так как входят в состав Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ. Туркменистан в последние годы закупил достаточное количество цистерн и тепловозов, что позволит без проблем доставлять эту продукцию”.
Свыше 95% общего объема импорта нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан осуществляется по железным дорогам. В первом полугодии 2015 г., по данным торговой статистики, импорт бензина составил 313 тыс. т, дизтоплива – почти 230 тыс. т. По сравнению с тем же периодом 2014 г. объем этих поставок возрос примерно на 13%. Минимум 90% данных объемов – поставки из России. Ввозятся нефтепродукты и из Казахстана (около 6%), Беларуси, КНР, Узбекистана и стран Балтии. Почти 100% объема импорта нефти приходится на Россию.
“Кыргызстан – одна из немногих стран экс-СССР где до сих отсутствует нефтепроводная сеть, – уточнил Валерий Чернышев, аналитик по вопросам развития транспортной сети бывшего СССР, эксперт Госплана СССР (в 1980-х гг.). – А железнодорожная сеть страны сосредоточена в северном и западном регионах, охватывая максимум 60% территории Кыргызстана. Нефтеперерабатывающие мощности тоже сконцентрированы на западе и северо-западе страны; самый крупный НПЗ – завод в Джалал-Абаде (до 300 тыс. т сырья в год). Эти факторы нередко затрудняют топливообеспечение большей части Кыргызстана. Имеются проекты нефтепроводов между Китаем и южным регионом Кыргызстана, связанные с планами экспорта нефти в КНР из стран Центральной Азии. Кроме того, Кыргызстан может стать “транзитным” участником трансазиатского нефтяного коридора Иран – Центральная Азия – КНР”. (Rcc/Химия Украины и мира)