В соответствии с реализацией программы комплексного внедрения композитных материалов в дорожную отрасль на 2015-2020 гг. стартовала серия практических семинаров, целью которых является совершенствование нормативно-технической базы и поиск практических решений. Мероприятие отделения ФКУ Упрдор “Россия” в Твери стало первым из серии запланированных до конца года 4 заседаний. Отраслевая программа была подписана 4 декабря 2014 г. и разрабатывалась по поручению президента РФ в течение полутора лет Росавтодором совместно с экспертами ГК “Рускомпозит”, “Союзом производителей композитов”, “Союзом КТИ”.
В пилотном мероприятии приняли участие технические специалисты и руководители компаний-производителей композитных конструкций для строительства и ремонта дорог; инженеры ФКУ Упрдор “Россия”, проектных институтов и подрядных организаций: всего 45 специалистов. Мероприятие проходило под председательством начальника Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения ФДА Росавтодора Александра Бухтоярова. «Подобные дискуссии между производителями, подрядчиками, проектантами и строителями помогают в развитии нормативно-технической базы, – считает заместитель председателя общественного совета при Росавтодоре, член президиума генсовета “Деловой России” Сергей Фахретдинов. – К 2016 г. будет составлен полный реестр производителей композитных изделий для дорожного строительства и ремонта, доступ к которому получат госорганы и госзаказчики, проектировщики, генеральные и субподрядные организации, производители. Параллельно с этим разрабатываются 10 национальных стандартов применения композитных материалов, три из них уже работают – это мосты и трубы, бетонные конструкции с применением композитной арматуры. Еще одна актуальная задача – сформировать объективную систему подтверждения соответствия, выбрать отраслевые центры и лаборатории, которые обладают необходимыми компетенциями, оборудованием и которым Росавтодор и инженеры подведомственных ФКУ могут доверять».
В России немало уникальных наработок в сфере композитов, которые могут применяться в дорожном строительстве. Отличие композитов от традиционных материалов состоит в том, что свойства композитов программируют заранее, еще при производстве, исходя из конкретных потребностей. Поэтому они более легки, прочны, невосприимчивы к агрессивным внешним факторам, могут повторять практически любые формы конструкции, а служат гораздо дольше. Монтаж конструкций из композитов занимает меньше времени по сравнению с монтажом аналогичных сооружений из металла и железобетона, что ускоряет их ввод в эксплуатацию.
Технический директор научно-исследовательского центра ГК “Рускомпозит” Вячеслав Селезнев рассказал о совершенствовании нормативно-технической базы: завершении НИОКР по разработке национального стандарта и предварительного национального стандарта применения композитных материалов, а также пяти отраслевых дорожных методик с подробными способами расчета и применения композитов в дорожном хозяйстве. Также представитель ГК “Рускомпозит” анонсировал выход альбома типовых решений в помощь специалистам, проектирующим пешеходные путепроводы и искусственные сооружения с применением композитных материалов. Эти документы разработаны и в ближайшее время будут представлены профессиональной аудитории.
Также на заседании определены наиболее перспективные направления по внедрению композитов в дорожное хозяйство и четыре ФКУ, подведомственных Росавтодору, активно внедряющих инновационные материалы. Это ФКУ Упрдор “Россия” в Твери, “Севзапуравтодор” с головным отделением в Санкт-Петербурге, ФКУ Упрдор “Москва-Бобруйск”, и ФКУ “Черноземуправдор”. (ГК “Рускомпозит”/Химия Украины и мира)