Пивовары, добровольно согласившиеся ограничить разлив пива в ПЭТФ-таре до 1,5 л, пытаются отстоять возможность ее дальнейшего использования. Вместе с производителями ПЭТФ они подписали меморандум против дискриминации отдельных видов упаковки. Присоединиться к соглашению, которое поддержала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), приглашались также производители алюминия и стекла, это предложение проигнорировавшие. Стекольщики расценили меморандум как давление не только на них самих, но и на представителей власти, о чем пожаловались вице-премьеру Александру Хлопонину.
Члены Союза российских пивоваров (объединяет 80 компаний, включая Carlsberg, Anheuser-Busch InBev, Heineken, Efes) и АРПЭТ (Ассоциация производителей и переработчиков ПЭТФ) подписали меморандум “О поддержке добросовестной конкуренции и предотвращения дискриминации отдельных видов упаковки для производства пивоваренной продукции”. Об этом рассказали участники подписания и подтвердил начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин. Меморандум, в частности, закрепляет, что подписавшие его стороны “подтверждают намерения о ведении честной конкурентной борьбы и не осуществляют лоббистских действий, направленных на законодательные ограничения в отношении продукции других сторон”.
Необходимость меморандума пивовары объяснили высоким градусом дискуссии вокруг законопроекта депутата “Единой России” Михаила Тарасенко, который предложил ограничить применение ПЭТФ-тары при реализации алкоголя. В принятой Госдумой в первом чтении в июне 2014 г. редакции законопроекта запрет касается использования ПЭТФ-тары в объеме более 0,5 л. Пивовары согласны ограничить разлив пива в пластике только до 1,5 л с 1 июля 2016 г. В противном случае, предупреждали они, отрасль ждет существенное сокращение объемов производства, так как сейчас в ПЭТФ разливается около 50% пива в России.
Запрет ПЭТФ, как ранее говорили источники в пивоваренных компаниях, выгоден производителям алюминия и стекла. Последним в июле ФАС вынесла предостережение: поводом для него стал протокол заседания НП “Национальный объединенный совет предприятий стекольной промышленности “Стеклосоюз”, в котором в качестве задач отрасли было указано “лоббирование мер по увеличению объемов и рынков сбыта стекольной продукции, включая ограничение использования ПЭТФ-тары”. “Цель подписанного меморандума в том, чтобы избежать повторения подобных ситуаций”, – говорит Мишеловин. По словам вице-президента по корпоративным вопросам “Балтики” (принадлежит Carlsberg) Алексея Кедрина, к подписанию меморандума приглашались производители алюминия и стекла – компании “Русал”, Rexam, члены “Стеклосоюза” и др., однако все они отказались. “Документ открыт к подписанию, мы рассчитываем, что они еще передумают”, – сказал Кедрин.
В “Русале” подтвердили, что получали предложение подписать меморандум. “Наша компания не является узким профессиональным игроком на товарном рынке упаковки. В связи с этим мы не считаем для себя возможным давать публичные рекомендации законодательной власти в целом и ее представителям в частности, в том числе через подписание меморандумов, по вопросам, которые требуют тщательной экспертной оценки”, – заявил представитель “Русала”, отметив, что компания “всецело заинтересована в поддержании добросовестной конкуренции”.
В “Стеклосоюзе” приглашение поставить подпись под меморандумом расценили как оказание давления на производителей упаковки, альтернативной ПЭТФ. Об этом говорится в письме президента объединения Виктора Осипова вице-премьеру Александру Хлопонину, отправленному 31 августа. Принятие меморандума Осипов счел излишним и ненужным. Его он воспринимает “как элемент вмешательства и давления на государственные органы исполнительной и законодательной власти, принимающие стратегические решения по борьбе с алкоголизацией населения”. Пресс-секретарь Хлопонина Наталья Платонова подтвердила получение письма, сказав, что оно находится в проработке. Глава “Стеклосоюза” не ответил на запрос. (Rcc/Химия Украины и мира)