Минэнерго РФ направило в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предложения по сохранению оборота бензина “Евро-4” после 2016 г., сообщил замминистра Кирилл Молодцов. Именно ЕЭК определяет техрегламент оборота топлив в странах-участницах ЕАЭС – России, Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане. По словам чиновника, речь идет только о бензине и не касается дизельного топлива.
Запрет на оборот топлива ниже “Евро-5” должен был вступить в силу в РФ с 2016 г., а в ЕАЭС – с 2017 г. Но в правительстве РФ обсуждается возможность сдвинуть дату на более поздний срок. Ряд нефтекомпаний не успевает провести модернизацию НПЗ в срок, из-за чего на рынке может возникнуть дефицит 2-4 млн. т. В Белом доме обсуждается перенос как минимум на год, хотя в июне Минэнерго и предлагало отложить сроки на 2 года. Окончательное решение о запрете “Евро-4” должно быть принято на совещании вице-премьера Аркадия Дворковича с нефтекомпаниями, отметил Молодцов, не уточнив даты. Последнее совещание по этому вопросу состоялось в июне.
В ЕЭК подтвердили получение письма и отметили, что “предложения будут рассмотрены”. Источник, знакомый с его содержанием, поясняет, что письмо носит чисто информационный характер: в нем указано, что предложения Минэнерго разосланы в министерства стран ЕАЭС. При этом в письме предлагается обсудить вопрос о переносе сроков запрета на бензин “Евро-4” в рамках публичных слушаний по внесению изменений в техрегламент Таможенного союза. Но, отмечает он, они закончились 2 сентября, тема там не поднималась (хотя Минэнерго РФ может инициировать новое рассмотрение). В министерстве от комментариев отказались.
Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков” полагает, что, скорее всего, другие страны согласятся с Минэнерго РФ. По его оценке, этот вопрос кроме России критичен для Казахстана, где ситуация с модернизацией НПЗ еще сложнее. Эксперт считает, что пока достаточно перенести срок запрета на “Евро-4” на год, а ближе к концу III квартала 2016 г. решить, стоит ли снова откладывать дату. “Многие не верили, что Россия сможет перейти и на “Евро-4” в 2014 г., но запрет “Евро-3″ не вызвал кризиса на рынке и прошел довольно спокойно. Так же может произойти и в 2017 г.”, – говорит он. Турукалов отмечает, что, если бы оборот бензина ниже “Евро-5” был остановлен в 2015 г., дефицит на российском рынке составил бы около 200 тыс. т в месяц, каким он окажется в 2016 г. можно будет судить по производственной статистике за IV квартал. По его словам, от дефицита пострадали бы прежде всего потребители, так как выросли бы цены; в выигрыше от ужесточения экологических требований окажутся те компании, которые уже завершили переход на “Евро-5” (“Газпром нефть”, «ЛУКойл», “Башнефть”, заводы “Газпрома”). (Rcc/Химия Украины и мира)