Многие участники рынка отмечают трудности в реализации проектов по импортозамещению ряда видов нефтехимической продукции.
Как пояснил Геннадий Ижорин, директор дорожной лаборатории Котласского химзавода (КХЗ) в Кировской области, “КХЗ выпускает широкий ассортимент адегизонных добавок для битума, асфальто-бетонных смесей, эмульгаторов для битумных эмульсий. Производятся также пластификатор для ПБВ, разжижитель для холодного асфальта. Импортная продукция такого профиля за считанные месяцы существенно подорожала, вроде бы, должен расти спрос на российскую продукцию. Но пока этот тренд в России слабо проявляется из-за сокращения инвестиций во многие проекты в отраслях-потребителях и общего снижения платежеспособного спроса. Растут также издержки производства упомянутых российских изделий. Вдобавок в этом секторе рынка немало дешевых подделок и низкокачественных товаров, востребованных многими потребителями из-за кризиса.
Пока по уровню качества западные добавки, эмульгаторы, пластификаторы и т. п. в большинстве своем лучше российских или азиатских аналогов. Но ценовой фактор вынуждает многих делать выбор в пользу дешевой продукции. А растущие производственные издержки снижают конкурентоспособность высококачественных российских аналогов. Негативно сказывается также “секвестр” финансирования дорожно-строительного сектора, что ведет к консервации ряда проектов по выпуску нефтехимической продукции”.
Схожая ситуация в сфере использования тканевых материалов в дорожно-строительных работах. Светлана Зотова, менеджер компании “TenCате”, уточнила: “Для повышения качества дорожного строительства в РФ и других странах широко востребованы нетканые полотна из полипропиленовых светостабилизированных нитей; тканый геотекстиль из полиэтилена. Используется также продукция из полиэстеровых нитей и волокон с защитным полимерным покрытием. В сфере ремонта дорожных покрытий применяется, например, композитный материал, армированный высокопрочным стекловолокном и устойчивый к битумовяжущим веществам. Но доминирующая часть этой продукции, используемой в России, приходится на импорт, особенно из Австрии, Нидерландов и Франции. Качественных российских аналогов немного, а высокий темп роста объемов их производства пока под вопросом. В динамике спроса на эти товары в большей мере присутствует фактор общеэкономической ситуации и финансовых возможностей предприятий в секторе строительства и ремонта дорог”. (Rcc/Химия Украины и мира)