В ближайшей перспективе ПАО “Укрнафта” может выставить на торги сеть автозаправочных станций. Выход из этой ниши обернется для компании сокращением доходов, зато данное решение может ускорить реализацию планов по созданию вертикально интегрированной нефтяной компании, в которой группе “Приват” будет гарантировано решающее большинство голосов.
На днях глава правления “Укрнафты” Марк Роллинс пересек рубеж пребывания первого месяца на должности. Это время было потрачено менеджером на оценку эффективности работы подразделений предприятия. Собранная аналитика ляжет в основу планов стратегического развития ПАО, но, несмотря на то, что до их официального оглашения еще минимум полгода, проявляются первые контуры будущего реформирования. “У компании есть проблемы с розницей, мы будем искать варианты их решения. Если не поймем, как получить прибыль, примем меры. Один из вариантов – продажа”, – сказал Роллинс.
Со стороны недовольство менеджера нефтепродуктовым бизнесом может показаться странным. По итогам 2014 г. “Укрнафта” продала горючего на 9,89 млрд. грн., что на 12% больше показателя 2013 г. Но проблема лежит глубже. Во-первых, компания из года в год фиксирует убыточность этого бизнеса (например, в 2014 г. сеть АЗС принесла -702 млн. грн.). По данным ревизионной комиссии предприятия, именно розничная сеть “Укрнафты” формально становилась основным источником убытков всей компании. Во-вторых, с недавних пор нефтедобытчик фактически не контролирует свою сетку автозаправочных станций. Это произошло в мае 2015 г., когда “Укрнафта” передала их в ведение кременчугскому ПАО “Укртатнафта”. Соответствующее решение было оформлено договором комиссии, в котором “Укрнафта” выступает комиссионером. Это означает, что от продажи топлива через АЗС компания Марка Роллинса получает только небольшой процент (комиссию), а львиная часть прибыли оседает в “Укртатнафте”.
С одной стороны, в произошедшем нет ничего революционного: и “Укрнафта”, и “Укртатнафта” контролируются днепропетровской группой “Приват”, значит, перетасовка сети АЗС произошла “в одном кармане”. Но если подходить к вопросу со стороны долгосрочной перспективы, открывается совсем другая картина. Речь о том, что вскоре “Укрнафта” и “Укртатнафта” станут участниками вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) – “Объединенной нефтяной компании Украины”. Подготовку к ее созданию летом благословил Арсений Яценюк, поручивший Министерству энергетики и НАК “Нафтогаз Украины” провести соответствующие переговоры с командой Игоря Коломойского. Свою инициативу премьер объясняет желанием “увеличить объемы добычи и транспортировки нефти”, тем самым сократив энергонезависимость страны. Но если опустить броваду, создание ВИНК может стать началом конца государственного контроля над отраслью.
Чтобы с этим согласиться, достаточно проанализировать техническую сторону формирования будущего холдинга. Его уставный фонд сформируют на базе входящих в него активов, которые будут ключевым ориентиром при оценке долей участников в ВИНК. На практике это означает, что если “Укрнафта” (где доля НАК “Нафтогаз Украины” составляет 50%+1 голос) продаст свои заправки, государство сможет претендовать на меньший пакет в вертикальной компании. С этой точки зрения озвученные Марком Роллинсом планы могут показаться кому-то плохо замаскированным лоббированием интересов группы “Приват”. Спорить с этим сложно в условиях, когда речь идет о продаже 563 заправок. Тем более, что после смены хозяина эта сеть все равно станет частью упомянутой ВИНК, которая исповедует идеологию объединения под одной крышей активов от скважины до заправочного пистолета. (uaprom.info/Химия Украины и мира)