На оптовом рынке бензина, который прошел 2015 г. без серьезных проблем, едва не случился серьезный кризис. Трейдеры попытались давить на цены АИ-95, открывая короткие позиции на ноябрь, но эти планы сорвало ОАО «НК «Роснефть», резко ограничившее отгрузку с Рязанского НПЗ.
Биржевой комитет при ФАС разбирался в причинах резкого сокращения в конце октября отгрузок “Роснефтью” бензина АИ-95 с Рязанского НПЗ по биржевым контрактам. По данным биржи СПбМТСБ, средний объем отгрузки с 1 по 25 октября составлял около 1,3 тыс. т/сутки, но после 25 октября упал до 250 т. Как считают источники на рынке, так нефтекомпания боролась с трейдерами: те с начала октября активно открывали короткие позиции по АИ-95, ожидая дальнейшего снижения цены на него в октябре-ноябре. Например, если “Роснефть” предлагает АИ-95 по 39,9 тыс. руб./т, трейдер выставляет заявку на продажу по более низкой цене – у него нет товара, но он рассчитывает купить бензин позднее, когда цена, как он полагает, снизится. Трейдер принимает на себя риск того, что цена не упадет либо он не сможет купить товар и сорвет сделку с покупателем: тогда он должен будет выплатить неустойку в 5%.
Такая схема трейдеров фактически лишает «Роснефть» маржи, заставляя цены ускоренно снижаться. Резко сократив отгрузки, компания сорвала трейдерам вторую часть сделки, поскольку они не могли купить у нее товар. Кроме того, “Роснефть” на Рязанском НПЗ соглашалась продавать АИ-95 только по 39,9 тыс. руб./т, хотя на других НПЗ центральной России цены были ниже. “Роснефть” формально ничего не нарушила: совместный приказ ФАС и Минэнерго предписывает нефтекомпаниям продавать на бирже не менее 10% бензина, в октябре компания по Рязанскому НПЗ эти требования выполнила, продав 17,3 тыс. т АИ-95 при минимально требуемых 9,3 тыс. т.
Но такая политика компании сформировала локальный дефицит и ажиотаж на рынке центра России: вставшие на короткую позицию трейдеры бросились закупать товар на других НПЗ, рассказывают источники. И чтобы получить бензин на бирже, как минимум один крупный трейдер использовал торговых роботов (формально не запрещены). В результате оптовая цена на АИ-95 за первую неделю ноября выросла более чем на 4% до 39,5 тыс. руб./т – это уровень начала октября. Многие трейдеры понесли убытки, точный размер которых будет понятен к концу месяца, когда наступит срок исполнения по сделкам.
На совещании в ФАС представители трейдеров и “Роснефти” обменялись взаимными упреками, но регулятор не занял однозначной позиции. Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что служба будет собирать информацию о возможных нарушениях, при этом использование роботов в данной ситуации регулятор также может счесть нарушением, поскольку “не все участники рынка могли получить равную возможность купить товар”.
Сейчас, в условиях сезонного снижения спроса и традиционного падения оптовых цен на бензин, эта ситуация не скажется на ценах АЗС. Но ряд собеседников на рынке видит в ней прообраз возможных будущих действий нефтекомпаний, которые долгие годы работали в условиях хронического дефицита бензина на внутреннем рынке и постоянного роста цен. Теперь же спрос на топливо из-за кризиса почти не растет, цены на нефть низки (это ограничивает возможность экспорта), а модернизация НПЗ в 2016 г. может создать профицит бензина в России. По мнению Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, реакция “Роснефти” на короткие позиции выявила пробелы в нормативной базе, а также “показала, что российский рынок легко раскачать даже в отсутствие объективных причин”. (Нефть России/Химия Украины и мира)