2 декабря прошла пресс-конференция, посвященная вопросу дестабилизации рынка серы. В мероприятии приняли участие представители руководства ООО “Газпром сера”, реализующего на российском рынке техническую серу производства ООО “Газпром добыча Оренбург” и ООО “Газпром добыча Астрахань”, – Андрей Лазуков (генеральный директор), Павел Карпов (первый заместитель гендиректора) и Ольга Образцова (заместитель гендиректора по юридическим и корпоративно-имущественным вопросам).
Поводом к пресс-конференции послужили претензии к ООО “Газпром сера” со стороны группы “ФосАгро” в невыполнении контрактных обязательств по поставкам жидкой серы, из-за чего та была вынуждена частично приостановить выпуск минеральных удобрений на балаковском филиале АО “Апатит”. Так, Андрей Лазуков заявил, что на 1 декабря предприятие получило объем жидкой серы, превышающий контрактные обязательства, поэтому остановка выпуска минеральных удобрений на данном предприятии не может быть связана с деятельностью ООО “Газпром сера”. Лазуков заверил, что претензии “Фосагро” не имеют оснований: астраханское и оренбургское предприятия группы “Газпром” производят жидкую серу в объеме, необходимом для выполнения контрактных обязательств перед “Фосагро”. Вместе с тем, гарантировать стабильный ежегодный объем поставок для потребителей не позволяет нарастающий дефицит парка железнодорожных цистерн: грузовых вагонов, имеющихся, в собственности ООО “Газпромтранс” (“дочки” “Газпрома”, осуществляющей перевозку серы) недостаточно для обеспечения потребностей рынка.
О причинах возникновения дефицита рассказала Ольга Образцова. По ее словам, сокращение количества специализированных цистерн (с 1217 до 972 в 2014-2015 гг.) произошло после вступления в силу технического регламента Таможенного союза от 15.07.2010 № 710 “О безопасности подвижного состава”: в его тексте, в частности, указывается, что срок службы использующихся вагонов может быть продлен в том случае, если они соответствуют требованиям, закрепленным в официальных документах стран-членов ТС. Однако с тех пор нормы, которые бы определяли порядок проведения технического осмотра грузовых цистерн, не были приняты. В результате продлить срок службы вагонов, длительность эксплуатации которых достигла более 20 лет, сейчас невозможно.
Андрей Лазуков предложил варианты выхода из сложившейся ситуации. В частности, компании-потребители жидкой серы могут взять в аренду либо приобрести в собственность специализированные грузовые цистерны. Это позволит доставить необходимый объем жидкой серы до потребителя. Таким образом, по словам Лазукова, поступили компании “Щекиноазот” и “Еврохим”. Другой вариант – переход компаний-потребителей, имеющих соответствующие мощности, на использование твердой серы, для поставок которой нет инфраструктурных ограничений. А. Лазуков выразил надежду на то, что “Фосагро” займет конструктивную позицию и пойдет на взаимовыгодный компромисс в вопросе поставок жидкой серы, на который согласились многие участники рынка. (Rcc/Химия Украины и мира)