Цена литра бензина в 2016 г. может вырасти всего на несколько рублей, прогнозируют трейдеры. В ФАС ждут падения цен на топливо, а нефтяные компании хотят индексировать ценники на размер инфляции.
“Я считаю, что у нас еще есть потенциал для снижения цен на бензин в опте, есть небольшой потенциал для снижения в рознице”, – заявил 15 декабря начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Свой оптимизм он подтвердил данными по росту оптовых цен в 2015 г.: дизель подорожал на 5%, бензин – еще меньше; если раньше цены на топливо росли на размер инфляции, то теперь они не поспевают за общим ростом потребительских цен. По данным Росстата, цена на бензин в январе-октябре выросла на 5,7% в среднем по России по сравнению с 2014 г.
На рынке нет и не будет дефицита предложения, который подстегивает рост цен, считают чиновники. В частности, в октябре министр энергетики Александр Новак привел прогноз Минэнерго по объему потребления автомобильного бензина в России: в 2015 г. – 35,4 млн. т, в 2016 г. – от 34,4 млн. до 36,4 млн. т. При этом нефтеперерабатывающие заводы в 2016 г. выпустят 39,7 млн. т бензина.
Также на рынок периодически давит бензин из Беларуси, говорит директор по развитию агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. Кроме того, на цену топлива на внутреннем рынке влияет экспортный паритет: насколько выгодно отгружать бензин на экспорт по сравнению с продажей на внутреннем рынке. По его словам, основные факторы, которые отразятся на ценах бензина в 2016 г. – это цена на нефть и налоги, в том числе акциз и экспортная пошлина.
По словам заместителя гендиректора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, в среднем цена на бензин в 2016 г. может вырасти до 6,5% к текущему уровню – 2-2,5 руб./л. Отчасти это связано с новыми акцизами: для бензина класса Евро-5 с 1 января 2016 г. он вырастет на 2000 руб. до 7530 руб./т, для Евро-4 (его оборот разрешен до 1 июля) – на 3200 руб. до 10 500 руб.
Корректировки цен нефтяники ждут не раньше марта. Вице-президент Российского топливного союза, генеральный директор компании “Уфайол” Ринат Фаттахов прогнозирует, что в декабре 2015 г. – феврале 2016 г. цены на бензин на заправках могут упасть в среднем на 1 руб./л из-за сокращения спроса и роста предложения. “Башнефть” уже снизила цены на своих АЗС в Башкортостане в среднем на 40 коп./л, независимые продавцы – на 30 коп./л”, – говорит Фаттахов. По мнению трейдера, цены отыграют падение в марте-июне 2016 г. как минимум на размер акциза – 2 руб./л.
Сотрудник “Башнефти” не видит значительного потенциала для роста цен на бензин. Однако и падения, кратного падению мировых цен на нефть, не ждет. Он подчеркнул, что в цену топлива войдет повышенный акциз, что прибавит к цене литра на АЗС 2 руб. Но на фоне падения спроса на топливо раньше весны 2016 г. роста цен в рознице можно не ждать.
Опасаться, что нефтяники начнут резко наращивать экспорт топлива и это вызовет дефицит топлива в России, по мнению трейдеров, не стоит. Максим Грушин из компании “Солид – товарные рынки” (оптовый продавец топлива) приводит пример: спрос на дизельное топливо в России (основной покупатель – грузоперевозчики) падает быстрее спроса на бензин, сегодня более 50% дизеля уходит на экспорт, эта тенденция только нарастает.
Нефтяные компании верят в то, что удастся поднять цены сильней. По словам собеседника в «ЛУКойле», снижение цен на нефть никогда не являлось обязательным условием падения цен на бензин. “В России нужно учитывать такие факторы, как рост издержек нефтяников, начиная от увеличения налоговой нагрузки на отрасль и заканчивая большим количеством дорогих валютных кредитов, которые нужно возвращать. Все это так или иначе ложится в цену топлива. В идеале, чтобы оно подорожало хотя бы на размер инфляции, как это случалось в среднем ежегодно до 2015 г.”, – говорит он. (РБК daily/Химия Украины и мира)