Госагентство антимонопольного регулирования напоминает, что КР завозит горюче-смазочные материалы (ГСМ) и пока зависит от импорта. Почти 100% ГСМ ввозится из России, цены напрямую зависят от цен заводов-поставщиков нефтепродуктов. Также влияние на них оказывают стоимость транспортировки ГСМ железнодорожным транспортом из России через Казахстан и налоги.
“Несмотря на снижение мировых цен на сырую нефть, цены на бензин и дизтопливо не уменьшаются. Это происходит потому, что нефтепродукты (бензин, дизтопливо) являются продуктом длительной и дорогостоящей переработки. Стоимость сырой нефти в себестоимости ГСМ занимает лишь 10%. В России больше половины стоимости бензина и дизельного топлива приходится на налоги. Акциз на бензин в Кыргызстане – 5 тыс. сомов”, – поясняют в госагентстве и добавляют, что импортировать ГСМ из Казахстана менее привлекательно, чем из России.
После вступления КР в ЕАЭС уменьшился объем официальных поставок ГСМ в страну за счет увеличения их нелегального ввоза мелкими партиями из Казахстана. В связи с этим бюджет Кыргызстана недополучил крупные суммы налоговых и иных отчислений. Руководство ведомства предлагает в целях решения указанных проблем на правительственном уровне рассмотреть вопросы заключения соглашений с Казахстаном о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов и установить унифицированные железнодорожные тарифы при транзите ГСМ через РК (это позволит снизить цену ГСМ на $50-60/т). На уровне Центробанка РФ и Нацбанка КР решить вопрос прямой конвертации валюты (рубль – сом), исключив долларовую составляющую при заключении договоров на поставку ГСМ, в оперативном порядке решить вопрос поставок сырой нефти в республику для загрузки местных НПЗ. (24.kg/Химия Украины и мира)