Японская энергетическая компания Kyushu Electric Power ведет переговоры с дагестанскими энергетиками и властями о строительстве в республике первого НПЗ, способного производить дизельное топливо нового поколения. По стоимости эти мазут и дизель смогут стать на треть дешевле российских аналогов, а по составу содержать на треть меньше сырой нефти, чем российские дизельное топливо и мазут, заявил гендиректор “Дагестанэнерго” Магомед Алиев. НПЗ мощностью более 1 млн. т на базе “Дагестанэнерго” может быть открыт после 2017 г.
«Сейчас котельные “Дагестанэнерго” работают на газе “Газпрома”, а он по стоимости гораздо дороже, чем предложенный японцами к производству мазут, – пояснил Алиев. – Если котельные и ТЭЦ удастся перевести на мазут, то мы существенно сэкономим. Помимо Махачкалинской ТЭЦ и котельных новое топливо может использоваться в котельных и ТЭЦ в отдаленных горных селениях Дагестана, куда не тянут газопроводы.
По словам Алиева, Kyushu рассматривает возможность стать инвестором будущего НПЗ и модернизировать мощности “Дагестанэенрго”, а технологию получения нового типа дизеля и мазута (по составу в них будет 30% воды и 70% нефтепродуктов) партнеры получат от японской компании Japan Low-Carbon Development Co. Ltd. О сотрудничестве и возможном создании СП с последней “Дагестанэнерго” договорилась летом 2014 г., объявлял в августе того года министр промышленности республики Юсуп Умавов. Тогда детали не раскрывались, до реализации проект доходит только сейчас. Проект поддерживается властями региона, хотя обязывающих документов по строительству НПЗ пока подписать не успели – есть лишь договор о сотрудничестве между Japan Low-Carbon и правительством Республики Дагестан от 1 сентября 2014 г. Алиев отказался озвучить объем инвестиций Kyushu Electric Power в проект. Стоимость НПЗ и доли инвесторов в нем пока просчитываются. Ближайшая встреча с инвесторами состоится в мае.
“Дагестанэнерго” занимается производством и сбытом электрической энергии, а также производством, передачей и сбытом тепловой энергии, в составе компании работают Махачкалинская и Каспийская ТЭЦ, ряд тепловых сетей и ряд котельных. Компания много лет является крупным должником “Газпрома” за поставленный газ, по данным на ноябрь 2015 г., общий долг составлял 945 млн. руб. Сейчас компания находится в процедуре банкротства. В правительстве республики знакомы с проблемами компании, сейчас оно пытается договориться с территориальным отделением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по возврату неучтенных в тарифе затрат компании, говорит источник в правительстве региона. В качестве запасного варианта могут “рассматриваться другие площадки размещения НПЗ”, добавляет он. В крайнем случае НПЗ может разместиться на территории одного из индустриальных парков или промышленных кластеров, предполагает Алиев. Переговоры о заводе уполномочено вести министерство промышленности, торговли и инвестиций региона.
Практически решен вопрос и об источниках сырья для будущего завода. По словам Алиева, нефть можно будет получать с месторождений на Каспийском море, сейчас там активно бурит “ЛУКойл”. Крупнейшее месторождение компании на шельфе моря – имени Филановского (доказанные запасы на 2014 г. – 423 млн. барр.) – будет введено в эксплуатацию в мае или июне 2016 г., говорил в октябре 2015 г. президент “ЛУКойла” Вагит Алекперов. Переговоры о строительстве мощностей по переработке каспийской нефти с Алекперовым в апреле 2014 г. вел глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Если проектом заинтересуется “ЛУКойл”, у НПЗ есть шансы быстро выйти на рынок и окупить инвестиции, выстраивать же отношения с независимыми АЗС будет сложнее, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. «Экспериментальные проекты в условиях высокой конкурентности на топливном рынке ослабевают и редко находят спрос. Если же выход на АЗС все же найти удастся, окупаемость инвестиций может поддерживаться благодаря растущим ценам на дизтопливо и бензин, – рассуждает аналитик. – Тем не менее, из-за падения мировых цен на сырье подобные проекты, ориентированные на пуск определенных месторождений, сразу ставятся под угрозу».
На фоне амбициозных планов российских нефтекомпаний по добыче на шельфе Каспия о желании построить НПЗ в Дагестане заявляли несколько инвесторов, но каждый из проектов столкнулся со своими проблемами. В сентябре 2015 г. вьетнамская PetroVietnam вела переговоры с правительством республики о строительстве НПЗ мощностью 6 млн. т, но, по данным источников, проект буксует из-за ослабевшего интереса к проекту самих вьетнамцев. К началу 2016 г. в республике должен был пуститься первый в СКФО НПЗ мощностью более 1 млн. т частной компании “Дагнотех”, аффилированной с экс-главой республиканского парламента Магомед-Султаном Магомедовым, но после проверки Ростехнадзора завод оказался не соответствующим техстандартам. По словам представителя Ростехнадзора, пуск НПЗ был отложен. Проект нового НПЗ может качественно отличиться от предыдущих – он будет более весом с точки зрения получения новых технологий переработки сырья и при благоприятной конъюнктуре рынка может привести к снижению цен на заправках, добавил Пасечник. (Rcc/Химия Украины и мира)