Беларусь прекратила поставки бензина российским трейдерам. Об этом сообщают российские СМИ со ссылкой на источники в нефтехимическом комплексе РФ и белорусскую торговую компанию Beloil.
Последние поставки были в январские праздники – всего 239 т. Это лишь 0,2% от объемов за январь 2015 г. (101,6 тыс. т), хотя обычно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3-5%. Снизившийся импорт может побудить Минэнерго сократить квоты на поставки нефти в Беларусь, а весной есть вероятность небольшого дефицита бензина.
“Поставки начали падать еще в декабре и совсем прекратились после январских праздников, – рассказал директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. – Белорусские компании поставляют бензин России, если у них нет продаж в более выгодных направлениях. В конце декабря, как они говорили, таких было много, а из-за довольно высоких цен наши трейдеры товар у них не покупают, поэтому поставок нет”.
Стоимость белорусского бензина марки Аи-92 (“Регуляр 92”) за декабрь 2015 г., вопреки общероссийской тенденции на снижение, выросла с 35,9 тыс. руб./т до 36,6 тыс. руб./т. Стоимость российского биржевого бензина (около трети бензина в РФ продается через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, СПбМТСБ) за тот же месяц снизилась с 32,9 тыс. руб./т до 31,7 тыс. руб./т. Стоимость белорусского топлива напрямую привязана к стоимости рубля: чем ниже опускается курс рубля по отношению к доллару США, тем больше белорусы просят за тонну товара, поясняет Турукалов. В Западной Европе в 2015 г. разница в цене тонны бензина с российскими ценниками доходила до $100. В частности, выросли белорусские поставки в Великобританию (3,59 млн. т за январь-апрель 2015 г., разница в 2,5 раза), остальная часть по контрактам ушла в Нидерланды и Украину. “К тому же высокая волатильность рубля повышает риски недополучения прибыли. Если бензин становится доступен для покупателя сразу после заключения купли-продажи на бирже, то плата за него приходит с опозданием, что создает для продавца риски получения валютных доходов по сделке ниже ожидаемых”, – отмечает аналитик.
Поставки бензина из Беларуси в Россию, как правило, идут с Мозырского НПЗ концерна “Белнефтехим” (управляет всеми НПЗ, нефтехимическими и добывающими компаниями в республике). Представитель концерна переадресовал запрос в госкомпанию Beloil (Белорусская нефтяная компания), пояснив, что та занимается реализацией бензина с НПЗ. Представитель Beloil не ответил на запрос, но источник на Мозырском НПЗ подтвердил факт остановки продаж в Россию, добавив, что “дело в рентабельности”.
Россия и Беларусь подписали межправительственное соглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 г. в 2014 г. По нему ежегодно Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн. т нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн. т бензина в год.
В 2015 г. в Россию должно было уйти 1,8 млн. т, но в марте начались перебои с поставками, в итоге за год, по данным “Аналитики товарных рынков”, поступили 808 тыс. т бензина, то есть на 1 млн. т меньше оговоренных объемов.
В январе-мае 2015 г. белорусская сторона не раз останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле белорусский вице-премьер Владимир Семашко объяснял это слишком низкой стоимостью нефтепродуктов на российском рынке. В ответ в мае глава российского Минэнерго Александр Новак предупредил белорусских коллег о вероятном уменьшении встречных поставок нефти, что предусмотрено действующим двусторонним договором при падении поставок бензина на 10%. После этого заявления поставки возобновились, но в минимальных количествах – за май-июнь были отгружены 113 тыс. т. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)