Фармацевтическая компания Olainfarm недавно купила производителя косметики Kiwi.
Смысл сделки владелец Olainfarm Валерий Малыгин разъяснил следующим образом: главный бизнес Olainfarm – лечить людей, то есть производить лекарства, но в холдинге есть и компания Silvanols, которая делает пищевые добавки, то есть предотвращает заболевания. Третье направление бизнеса – сеть Latvijas Aptieka. Но в аптечном бизнесе наценка на рецептурные лекарства ограничена государством на уровне около 6-7%. То есть только на продаже лекарств аптеки заработать не могут. Поэтому все торгуют сопутствующим товаром – пищевыми добавками, лечебной и экокосметикой, гигиеническими товарами.
“Поэтому нам интересна натуральная косметика Kiwi, у которой есть признанные в мире экосертификаты. В связке с аптеками там есть хороший потенциал роста. Плюс экспорт. Планы у нас амбициозные – довести Kiwi до уровня Madara, не меньше. Хотя сейчас это кажется фантастикой. И если бы нам предложили купить, скажем, Dzintars, Madara и Stenders, мы бы ответили – да. Мы бы обязательно в этом участвовали и очень старались бы приобрести эти компании”, – говорит Малыгин. По его словам, довести Kiwi до уровня Madara, увеличив оборот Kiwi с нынешних EUR124 тыс. до более чем EUR3 млн., реально в течение 3-5 лет. Главным образом за счет экспорта, который будет составлять 90% от оборота.
Что касается аптек, то тут у компании две задачи – постепенное расширение сети и повышение ее эффективности. И хотя сеть аптек, принадлежащая Olainfarm, пятая по количеству торговых точек, она самая низкоэффективная, если сравнивать с другими крупными игроками. Потому компания сейчас ведет борьбу за каждый процент роста рентабельности. При этом аптеки В. Малыгин считает “золотым запасом” компании. “Если вдруг что-то экстремальное случится, эти 60 аптек можно продать. И покупатели будут в очереди стоять. За EUR25 млн. у нас купят всю сеть просто “по телефонному звонку”. Но сегодня мы не продаем, а покупаем. И будем покупать дальше. На рынке в Латвии осталось всего 150 независимых аптек, причем они достаточно хорошие с точки зрения результатов финансовой деятельности. Но их владельцы стареют, думают о пенсии и со временем наверняка будут продаваться. И мы будем за них бороться, ведь купить хотим не только мы. Все крупные местные сети активно участвуют в таких тендерах”, – делится глава фармкомпании.
Кроме аптек Olainfarm интересуют производители фармацевтики и сопутствующих товаров для здоровья. С несколькими компаниями ведутся переговоры в Латвии и Европе. “Сейчас корпоративные поглощения – главная возможность вырасти в условиях работы на падающих рынках. И нам нужен этот рост”, – говорит Малыгин. (db.lv/Химия Украины и мира)