Независимые участники биржевого рынка нефтепродуктов просят биржу и регуляторов лишить “Роснефть” привилегированного статуса контролера поставки за то, что компания не выплачивает неустойки за неисполненные сделки. “Роснефть” считает такие случаи “единичными”. Утрата статуса поставит “Роснефть” в равные условия с остальными участниками торгов, но собеседники сомневаются в реализуемости такого сценария.
НП “Совет по товарным рынкам” жалуется на то, что “Роснефть” не выплачивает участникам биржевого рынка нефтепродуктов неустойки по сорванным сделкам. Соответствующие письма гендиректор НП СПТР Александр Гудков направил руководству биржи СПбМТСБ и клиринговой организации РДК с копией регуляторам – ФАС и ЦБ. “У ряда членов партнерства есть проблемы с получением неустойки от “Роснефти”, мы хотим добиться того, чтобы “Роснефть” выполняла правила торгов”, – заявил Гудков.
Сейчас продавец должен в течение 30 суток с момента заключения сделки на бирже отгрузить товар покупателю. Если он этого не сделает, то должен заплатить неустойку в 5% от стоимости сделки. На деле те же 5% составляет гарантийное обеспечение по сделке, которое в таком случае переходит покупателю. Но крупные нефтяные компании, имеющие статус “контролера поставки” (в том числе “Роснефть”), могут не вносить гарантийное обеспечение. Платить неустойку они все равно обязаны, но на практике ее выплата зависит от доброй воли. НП СПТР предлагает СпбМТСБ лишить “Роснефть” статуса контролера поставки по отгрузкам с некоторых НПЗ – такая мера сейчас предусмотрена правилами биржи.
“Роснефть” является лидером по неисполнению сделок на бирже – с начала ноября 2015 г. по 20 февраля компания допустила 141 дефолтную сделку (около 41% всех дефолтов на рынке). Объем невыплаченных “Роснефтью” неустоек составляет менее 10 млн. руб. При этом “Роснефть”, крупнейший продавец топлива на бирже, занимает треть рынка. Компания стабильно перевыполняет нормативы по биржевым продажам топлива. “Роснефть” наряду с другими крупнейшими нефтекомпаниями является акционером СПбМТСБ, а глава компании Игорь Сечин – председатель совета директоров биржи.
Биржа получила письмо НП СПТР, заявил вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов. По его словам, “Роснефть” тоже обеспокоена сложившимся положением и прилагает усилия к улучшению ситуации. “Компания торгует “в рынок”, продает значительные объемы топлива большим количеством сделок, далеко не все случаи неисполнения сделок связаны с ее действиями, часто проблема во взаимодействии с другими организациями”, – говорит он. В “Роснефти” заявили, что компания “активно взаимодействует с игроками на рынке с целью минимизации объема неисполненных сделок”, по итогам 2015 г. число таких сделок “исчисляется единицами” и составляет менее 1% от общего объема торговых операций. По мнению компании, большая часть неисполненных сделок – “таковые только на бумаге и нередко являются следствием ограничений со стороны покупателей”. Как пояснил собеседник на рынке, порой “Роснефть” не успевает вовремя отгрузить товар из-за ограничений со стороны РЖД. По его мнению, идея лишить компанию статуса контролера поставки нереализуема и неконструктивна. “Компания допускает дефолты, потому что продает много товара – если они будут продавать по минимуму, кому от этого будет лучше?” – полагает он
Ответственность должна быть равной для всех участников торгов, отмечает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. По его мнению, проблемы с взаимодействием с РЖД не могут быть оправданием множественным дефолтам: так, “Газпром нефть”, занимая второе после “Роснефти” место по биржевым продажам бензина, не допускает срывов сделок. Впрочем, Михаил Турукалов сомневается в возможности быстрого лишения “Роснефти” статуса контролера поставки по части базисов. (Нефть России/Химия Украины и мира)