Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил проект строительства Восточного нефтехимического комплекса в Находке, сообщила пресс-служба Министерства по развитию Дальнего Востока.
Знаете ли вы, что чтобы ввозить и реализовывать психотропные вещества и их прекурсоры на территории Российской Федерации, нужно получить разрешение ФСКН на право ввоза и вывоза наркотических средств, веществ психотропного действия и их прекурсоров ? Без такого разрешения ни ввоз, ни реализация невозможны.
Минтрансом в 2016 г. должен быть представлен проект распоряжения о расширении границ порта Находка с включением в них отгрузочного терминала для танкеров в заливе Восток, Минвостокразвития – предложения по организации территории опережающего развития “Нефтехимический” с якорным инвестпроектом ВНХК. “Газпрому”, “Роснефти” и Минэнерго необходимо определить объемы поступлений газа и нефти для ВНХК,
В целях оказания господдержки реализации проекта предусмотрен ряд мер, в частности, согласование и утверждение генеральной схемы газоснабжения и газификации Приморского края, рассмотрение заявки на выдачу технических условий на подключение объектов ВНХК к магистральным трубопроводам и газораспределительным сетям, подготовка и внесение изменений в схему территориального планирования в области энергетики.
Идея создания нефтехимического завода в Приморье возникла в 2007 г. Для этой цели было создано ЗАО “Восточная нефтехимическая компания”, которое входит в ОАО “НК “Роснефть”. У последнего на востоке страны только одно специализированное предприятие нефтехимии – Ангарский завод полимеров. Изначально предполагалось построить близ Находки высокотехнологичный нефтеперерабатывающий завод с глубиной переработки более 93%. Чуть позже проект получил нефтехимическую составляющую – производство полимеров (полиэтилена и полипропилена) и других продуктов нефтехимии. Комплекс с проектной мощностью переработки до 30 млн. т углеводородного сырья в год должен решить несколько задач. С одной стороны, это обеспечение регионов Дальнего Востока качественным моторным топливом. Другая цель связана с переходом России от экспорта сырьевых продуктов к производству товаров с высокой добавленной стоимостью. Продукция нефтехимии – полимеры – пойдет как на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для производства продукции внутри страны. Реализация проекта ВНХК предполагается в 3 очереди. На первом этапе будет построен нефтеперерабатывающий комплекс с плановой мощностью 12 млн. т нефти в год, на втором – нефтехимический, способный ежегодно перерабатывать 3,4 млн. т углеводородов. Создание третьей очереди будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Дополнительные мощности по нефтепереработке и нефтехимии будут рассчитаны на прием 15 млн. т нефти. Ввод в эксплуатацию первой очереди ВНХК намечен на 2020 г., второй – на 2022 г. Их стоимость оценивается в 640-650 млрд. руб. В целом инвестиции в проект составят 1,3 трлн. руб.
Правительственным распоряжением за подписью Дмитрия Медведева утверждены объекты инфраструктуры ВНХК, “элементы которых могут включаться в государственные и федеральные целевые программы”, говорится в сообщении Кабинета министров. Их финансирование должно быть открыто за счет средств госбюджета в 2018 г. Речь в числе прочего идет о создании газопровода-примыкания к газотранспортной системе “Газпрома” Сахалин – Хабаровск – Владивосток, отвода от магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, а также о строительстве железнодорожных путей необщего пользования и реконструкции станции Кузнецово.
Несмотря на то, что завод будет отгружать в большом объеме продукцию на морской транспорт, часть поставок пойдет и по железной дороге. Кроме того, по магистрали в период стройки будут поступать различные материалы и оборудование. На первом этапе железнодорожные перевозки оцениваются в 3,8 млн. т/год, на втором – более 6 млн. т. Таким образом, ежесуточно в адрес ВНХК будут приходить и уходить 329 вагонов. Будущий комплекс будет располагать собственной железнодорожной инфраструктурой. Она будет связана подъездным путем со станцией общего пользования Кузнецово, расположенной на участке Смоляниново – Находка. Для создания и последующей деятельности ВНХК был разработан проект по развитию железнодорожной составляющей. Поскольку станция Кузнецово уже работает с такими получателями, как ООО “Лесоперерабатывающий комплекс”, ООО “Восток уголь”, ООО “Востокнефть”, для подачи-уборки вагонов на нефтехимический комплекс необходимо ее развитие. В свое время специалисты «Ангарскнефтехимпроекта» предлагали два варианта реконструкции. Первый предусматривал строительство нового приемо-отправочного парка для обслуживания подъездного пути ВНХК на подходе к станции Кузнецово. Второй – размещение на существующей станционной площадке дополнительных, а также удлинение действующих приемо-отправочных путей. Именно последний вариант был согласован с Дальневосточной железной дорогой.
Как сообщили в Минвостокразвития, в 2017 г. ОАО “РЖД”, как и другие владельцы магистральной инфраструктуры (“Газпром”, “Транснефть”, ФСК ЕЭС), с участием профильных ведомств и “Роснефти” “должны включить в программы естественных монополий мероприятия по строительству инфраструктуры будущего комплекса с учетом источника финансирования, механизма возврата инвестиций и экономически обоснованных тарифов”. Развитие железнодорожного участка Смоляниново – Находка входит в программу развития Восточного полигона до 2018 г. В частности, в 2016 г. планируется приступить к реконструкции станции Смоляниново, завершены проектно-изыскательские работы. За счет развития станции будет увеличен среднесуточный трафик до 65 пар поездов. Пока для обеспечения роста перевозок в порты Находкинского узла приходится изыскивать резервы в эксплуатационной работе. “Введена новая технология организации обработки поездов через Смоляниново, за счет этого обеспечивается пропуск до 52 четных поездов в сутки, ранее эта цифра составляла 46. Для обеспечения роста грузопотока в направлении Находкинского узла пересмотрена технология подвязки локомотивов-толкачей, применяемых на перевальных участках. Изменен также порядок заступления на смену локомотивных бригад. Для этого на соседней станции Шкотово открыт пункт предрейсового медицинского осмотра. Теперь там частично производится смена бригад, что позволяет снизить простои на Смоляниново”, – отметил начальник Дальневосточной дирекции управления движением Виталий Зеленько.
Проект ВНХК предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе. Реализация проекта позволит решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива в ДФО и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе. Комплекс ВНХК также позволит максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости.
В настоящее время осуществляется комплекс мероприятий по подготовке к строительству I и II очереди проекта: I-я очередь – нефтепереработка мощностью 12 млн. т/год по нефти с получением моторных топлив (автобензинов 1570 тыс. т/год, дизельного топлива 6 млн. т/год, керосина 790 тыс. т/год, судового маловязкого топлива 140 тыс. т/год); II-я очередь – нефтехимия мощностью 3,4 млн. т/год по сырью с производством следующих основных товарной продукции: полиэтилены – 850 тыс. т/год – для производства широкого спектра полимерных пленок и труб; полипропилены – 800 тыс. т/год – для производства кабельной и медицинской продукции; бутадиен – 200 тыс. т/год – для производства синтетических каучуков (PBR, SSBR, EPDM и т. д.); бензол – 230 тыс. т/год – исходное сырье для производства лекарств, пластмасс, синтетической резины, красителей; МЭГ – 700 тыс. т/год – для производства широкого ассортимента бытовой продукции (синтетических волокон, растворителей, низкозамерзающих и гидравлических жидкостей). Выполняются работы по подготовке проектной документации для I и II очереди проекта, проводятся инженерные изыскания на площадке строительства нефтехимического комплекса и объектах инфраструктуры (ж/д пути, внеплощадочная автомобильная дорога, объекты водоснабжения, нефтепровод-отвод, объекты электросетевого хозяйства и т.д.). Срок завершения этих работ – 2016 г. Общий объем капитальных вложений в строительство I и II очереди составит около 660 млрд. руб., ожидаемый мультипликативный эффект проекта – до 600 млрд. руб. Строительство ВНХК обладает рядом преимуществ по сравнению со многими российскими и зарубежными аналогами: полная обеспеченность собственным сырьем; расположение в непосредственной близости от ВСТО и выхода в море; близость к крупнейшим рынкам сбыта продукции – АТР; более низкие удельные затраты в производстве нефтехимической продукции. (plastinfo/Химия Украины и мира)